Архитекторtobe architectsиз Петербурга Андрей Кораблёв пригласил меня и Викторию Матрюк участвовать вместе с ним и командой вконкурсена концепцию застройки участка в Гамбурге.
Я выступал в роли местного эксперта-консультанта.
Выбор площадки для проектирования довольно спорный, но это объяснимо тем, что конкурс чисто концептуальный без цели строительства победившего проекта.
Участок — городская площадь в историческом центре Гамбурга на которой обычно расположена парковка, и два раза в неделю проходит фермерский рынок. В дни рынка въезд автомобилей на одну половину парковки блокируется, где и выставляют свои стенды фермеры.
По-хорошему, с этой площади нужно убрать парковку, значительно добавить зелени, и оставить её городским общественным пространством.
Но, видимо, организаторы конкурса намеренно провокационно предлагают построить там довольно большое здание с магазинами, кафе и кучей жилой площади для приезжего в Гамбург креативного класса общества.
Под стать конкурсному заданию проект команды получился довольно провокационным — 80-метровая жилая башня из дерева в городе, где почти всё из красного кирпича, а средняя этажность 5…7 этажей.
В первом этаже магазины и кафе, на кровлю которых можно подняться с земли.
По двум углам крыша амфитеатром спускается к уровню улицы и выполняет роль того самого утраченного общественного городского пространства.
Для меня, конечно, большой вопрос, насколько комфортно находится в этом пространстве. Башня своим фасадом будет тормозить гигантские массы воздуха и создавать много ветра вокруг себя. Но учитывая чистую концептуальность конкурса, это можно не брать во внимание.
Концепция получилась очень сильная и стройная.
Все изображения для публикации мне любезно предоставил авторы проекта.
Посещение этой стройки мы обсуждали с организаторами программы архитекторы.рф, но из-за их плотного графика группа так и не добралась до неё.
Пример такого рода интересен российскому архитектуру тем, что это не гигантский девелоуперский проект, а результат кооперации относительно небольших фирм в сотрудничестве с городом. Важно что наш проект, формирующий городскую среду — это инициатива локального бизнеса, что отличает его от таких масштабных объектов, как, например, HafenCity, где задействованы огромные финансовые и политические ресурсы.
В этом проекте мы, как обычно, взяли на себя сложный в проектировании участок: план развития участка предусматривает ограничение этажности, вблизи находится ж/д линия.
Но у участка есть и преимущества:
- Он расположен в отреставрированном промышленном районе с сохранившимися историческими зданиями, в которых сейчас расположены кафе и магазины.
- Расположение в непосредственной близости от центра Бергедорфа (районный центр Гамбурга) и городского вокзала.
- Ближайшая шумная автомагистраль находится достаточно далеко.
- Рядом есть котельная централизованного теплоснабжения, работающая на возобновляемых источниках энергии.
В ходе работы над проектом была пара занимательных моментов.
Во-первых, план развития территории, на которой находится участок, устанавливал общественный тип застройки (мелкое производство, магазины и тому подобное) и допустимую этажность в 4 этажа.
Вопреки этому на участке удалось реализовать шестиэтажное жилое здание. Это случилось благодаря проработанной аргументации в долгих переговорах с управлением городского развития о необходимости изменения регламента застройки.
Во-вторых, плану развития территории было больше 30 лет, поэтому некоторые требования в нём отличаются от тех, по которым создают новые регламенты. Например, сейчас пятно застройки (это то, сколько места здание занимает на участке) обязательно включает в себя балконы и террасы на первых этажах. А отношение пятна застройки к общей площади участка обычно фиксировано планом развития территории. Часто оно составляет 30—40% от площади участка. Поэтому, чем больше балконы, тем меньше площадь самого здания.
Но в нашем случае на участке действует довольно старый план развития, по которому балконы и террасы не нужно приплюсовывать к пятну застройки. И мы использовали этот бонус по-максимуму: помимо больших открытых балконов квартир и общественных балконов для входа в квартиры мы добавили закрытые балконы с функцией хранения.
Эти два момента показывают, как для успешного проекта важна эффективная работа в нормативном и правовом поле.
Благодаря такому подходу проект сочетает в себе высокое качество жизни с экономической эффективностью.
В здании использована типология «Laubengang» — в доме всего одна лестничная клетка, а входы в квартиры с общих балконов.
Такая структура дома типична для социального жилья, так как даёт много жилой площади при относительно небольших затратах на строительство.
Перераспределение финансов, сэкономленных на лестничных клетках, позволило улучшить качество жилого пространства за счет таких технических и планировочных решений, как:
- Подземная автостоянка, стоимость которой также снизилась за счет использования перепада рельефа — экономия на земляных работах. Такой подземный гараж дает еще один плюс в виде слегка приподнятых террас квартир на первом этаже.
- Квартиры на первом этаже представляют собой двухэтажные «таунхаузы» с внутриквартирной лестницей. Таким образом, на втором этаже не требуется общественный балкон для входа в квартиру, что опять же снижает расходы.
- «Вторая кожа» фасада угловой части здания дает большие балконы с дополнительным закрытым местом для хранения вещей.
- Механическая вентиляция обеспечивает постоянный приток свежего воздуха. Воздух поступает через приточные клапаны над окнами, благодаря чему слегка подогревается воздухом внутри квартиры. Это защищает от появления конденсата.
- Двойное остекление окон обеспечивает повышенную защиту от шума.
- Французский балкон второго этажа двухэтажных квартир ограждён элегантными стеклянными панелями.
- Общие балконы имеют декоративный бетонный парапет с красивым узором.
- Вход в дом — это сквозной проход между улицей и внутренним двором. Со стороны двора организован безбарьерный вход, для людей с ограничениями мобильности.
- Со стороны улицы заглублённые контейнеры для раздельного сбора мусора.
- В подвале красивые и просторные кладовые для каждой квартиры.
Безусловно в этом проекте, нашей целью было не только построить качественное жильё, но и обеспечить оптимальные экономические показатели. Балансировать между ценой и качеством всегда сложно, и это имеет свои побочные эффекты.
Например, выбор самой дешевой малярной компании привел не к самому лучшему результату.
А так же в целях экономии пришлось облицевать внутреннюю лестницу двухэтажных квартир камнем вместо дерева.
К сожалению, такие компромиссы случаются, но они вполне приемлемы, если учесть относительно невысокую стоимости аренды квартир.