вторник, 30 января 2024 г.

Инженер-конструктор

 


В подкасте «Строительная культура» (Der Baukultur-Podcast) инженер-конструктор затрагивает тему сторитэйлинга в архитектуре на примере вина в тетрапаке из супермаркета и вина в бутылке. Вино в бутылке выглядит так, будто за ним стоит какая-то история. 

Я вижу такой сторитэйлиг, например, в движении за сохранение советских вывесок и мозаик. Потому что замена на «современные» в таких случаях часто выглядит как тетрапак из супермаркета.

А ещё он рассуждает о том, что подход к качеству и красоте конструкций должен быть одинаковым и в стар-архитектуре (starchitecture), и в обычном жилом доме.

Классно, что есть такие строительные инженеры-дизайнеры.

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1363

#архитектурные_истории

воскресенье, 28 января 2024 г.

Как закатать всё здание солнечными панелями

Вот архитекторы при реконструкции университетского здания 70-х годов покрыли весь фасад панелями из фотоэлектрических элементов.

Идея кажется классной, но архитекторы столкнулись со следующими трудностями:

1. Производство нестандартных солнечных панелей сильно дороже и требует дополнительного сертифицирования продукции.

2. Стоит выбирать панели с матовым стеклом, чтобы солнечные блики не слепили прохожих и не убивали птиц. Про убийство птиц фасадом я, кстати, писал вот тут, вот тут и вот тут.

3. Любой цвет панели отличный от чёрного снижает выработку электричества на 10..20%.

4. Фотоэлектрические панели относятся к «огнестойким» материалам — это классом ниже чем «негорючие». Поэтому сплошником покрывать фасад ими нельзя. Во избежании распространения огня надо предусматривать противопожарные разрывы. Похожая проблема есть и с деревянными фасадами.

5. Нет точного понимания к какой ценовой категории относить солнечные панели: то ли к «строительные конструкции» (категория 300), то ли к «техническое оснащение зданий» (категория 400). Эти категории очень важны в строительной документации в Германии.

6. И как следствие из предыдущего пункта — непонятно кто должен эти панели монтировать: то ли монтажники фасадов, то ли электрики.

Пока писал пост, пришла мысль, что утверждение «Midjourney скоро заменит архитектора» ещё очень далеко от истины. Работа архитектора — не только создавать архитектурный образ, но и продумывать процессы, решать технические и бюрократические вопросы.

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1362


#технологии, #фасад_городского_здания, #устойчивая_городская_среда, #нормы_в_архитектуре

вторник, 23 января 2024 г.

Вредны ли покрышки?

 

Вот архитекторы построили велопарковку из старых окон железнодорожных вагонов: https://www.cie.nl/circulaire-fietsenstalling?lang=nl

А я задал вопрос специалисту по переиспользованию материалов — можно ли из старых покрышек сделать черепицу, порезав их определённым образом?

Один из аргументов против этой идеи — вредный для окружающей среды состав материала покрышек.

И вот вопрос — если покрышки такие вредные, то почему до сих пор автомобили на них в таких количествах ездят прямо по городу. Ведь они трутся об асфальт, превращаясь в пыль и разлетаясь повсюду?

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1361

#нормы_в_архитектуре, #технологии, #физиология_и_архитектура, #устойчивая_городская_среда

воскресенье, 21 января 2024 г.

Как выбрать растения для городского озеленения

 

Министерство окружающей среды города Гессена разработало бесплатный онлайн-инструмент для подбора растений, в том числе и деревьев: https://www.hlnug.de/themen/klimawandel-und-anpassung/projekte/klimprax-stadtgruen/online-tool.

При помощи фильтров можно найти растения, которые подойдут к конкретным городским условиям. Будь то сухая почва или наоборот затапливаемый участок; зелёная кровля или фасад, и так далее.

Добавил себе в закладки.

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1360

#технологии, #устойчивая_городская_среда, #биоразнообразие_в_городе

четверг, 18 января 2024 г.

Запрет на снос

В Германии вот запустили атлас снесённых зданий.

Атлас сноса должен показать ужасающие масштабы сносов зданий и потерю «серой энергии» в Германии.

«Серая энергия» — энергия, затраченная в прошлом на строительство существующих зданий. «Серая» она, потому что её не учитывают при оценке устойчивости («экологичности») нового строительства на месте старого. Так же как и не учитывают выбросы, произведённые при производстве стройматериалов для этого существующего здания.

Ассоциация, создавшая атлас сноса, хочет сделать снос существующих зданий возможным только с разрешения экологов.

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1359


#технологии, #устойчивая_городская_среда, #нормы_в_архитектуре

 


понедельник, 15 января 2024 г.

Беспонтовый

 

Задумался о понтах.. Беспонтовый — отсутствие понтов. Почему понты так важны? Что такое понт? Часто это просто скрытая агрессия и гипертрофированная эмоциональность.

Важны ли понты в архитектуре?

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1358 

пятница, 12 января 2024 г.

Вот-вот начнём строить из грибов


Исследовательская группа из университета в городе Карлсруэ под руководством профессора Дирка Хебеля изготовила прототипы строительных материалов из грибницы. Они уже могут делать и несущие конструкции, и облицовочные материалы — кирпичи, черепицу, плиты и изделия сложной формы небольшого размера.

Изделия из грибницы по характеристикам близки к бетону, они даже, как и бетон, устойчивы к воздействию воды. А по прочности в некоторых случаях грибница превосходит бетон.

Кроме этого производство стройматериалов из грибов почти не оставляет углеродного следа. Происходит это так:

В форму с растительным субстратом из, например, конопли, бамбука или древесной стружки помещают грибницу. Она там кушает глюкозу и растёт очень быстро.

Затем форму с разросшейся грибницей запекают. В результате этого гриб умирает и больше не растёт.

Есть некоторые трудности с внедрением грибных материалов в строительство:

1. Пока что сложно изготовить элементы крупных размеров. Но заменить листы гипсокартона можно уже сейчас.

2. Отсутствие серийного производства. Пока что конструкции из грибницы производятся только под заказ.

3. Ну и конечно отсутствие нормативной базы. Вроде бы, только-только с деревянными (про это тут: https://t.me/antonsamorukov/1061 и тут: https://t.me/antonsamorukov/1058), глиняными и соломенными (про солому тут https://t.me/antonsamorukov/199) конструкциями что-то в нормативном плане стало ясно, а тут уже и грибы подоспели.

А вообще известно о шести миллионах видов грибов, из которых изучены только 120 тысяч. Потенциал огромен.

Вся статья тут: https://www.dabonline.de/2023/10/24/bauen-pilzen-myzel-steine/#a102130

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1356


#технологии, #устойчивая_городская_среда

среда, 10 января 2024 г.

Строить просто

Очень занимательный эксперимент проводит в Германии ассоциация архитекторов и инженеров. 

Она озаботилась постоянно растущей сложностью зданий, что ведёт к удорожанию и удлинению сроков проектирования и строительства. 

Также возведение сложных конструкций чрезмерно завышает требования к строителям и пользователям здания. 

Из-за сложных проектных решений часто возникают ошибки и нестыковки при реализации этих решений в строительстве.

Поэтому ассоциация разработала концепцию «простого строительства» с такими принципами:

- однослойные конструкции стен и крыш. То есть стена не делится на несущую часть, утеплитель и облицовку, а просто полностью состоит либо из кирпича, либо дерева, либо бетона.

- оптимально достаточное количество окон, чтобы избавиться от солнцезащитных конструкций.

- в целом простые по форме и монтажу строительные конструкции.

В качестве эксперимента построили три небольших студенческих общежития: одно из дерева, второе из кирпича, третье из бетона.

Этапы проектирования и строительства были тщательно задокументированы. Теперь в процессе эксплуатации зданий с них будут снимать всевозможные метрики.

Цель в том, чтобы в будущем сравнить эти три здания и досконально  изучить потенциал «простого строительства».

Полюбоваться на здания можно тут: https://www.einfach-bauen.net/forschungshaeuser-bad-aibling/

Мой телеграм-канал: https://t.me/antonsamorukov/1355

#технологии

воскресенье, 7 января 2024 г.

Zaha Hadid из будущего?

 

Вот считается, что Заха Хадид опередила своё время. Но если так-то подумать, она вполне укладывается в течение деконструктивистов своей эпохи. А бионические здания проектировались за долго до неё, взять, к примеру, Луиджи Колани. 

Возможно, метод проектирования её партнёра Патрика Шумахера был инновационным на тот момент. Но как мы видим сейчас, находясь в будушем, этот метод вполне себе вытекал из тогдашних тенденций в дигитализации. И сама архитектура Захи очень соответствует времени своего появление — времени почти неограниченных бюджетов и минимальной заботы о конечности ресурсов на планете.

Но это всё абсолютно не отменяет того, что Заха с Патриком — знаковые фигуры в истории архитектуры.

Всё это к тому, что кажущаяся нам футуристичность может совсем и не быть частью будущего.

Картинку мне, естественно, нарисовала нейросеть.

Мой телеграм-канал

#технологии

пятница, 5 января 2024 г.

Гамбургское креативное сообщество




В Гамбурге было несколько скандалов, связанных со сквотированием заброшенной недвижимости.

Я писал про сквотинг здесь. В итоге администрация города Гамбурга смекнула, что заброшку лучше как-то использовать, чем ждать пока в ней заведутся сквотеры и потом с ними бороться. Причём, довольно часто сквотерами являются художники и, в целом, креативные люди, которые используют заброшку как мастерские и галлереи. Поэтому администрация города решила, что эту тенденцию стоит сохранить. При поддержке города создали «Гамбургское креативное сообщество» (Hamburg Kreativ Gesellschaft). Оно мониторит заброшенные здания в городе и договаривается с владельцами об временном использовании. А потом эти помещения за недорого сдаёт в аренду креативным деятелям. Кажется, что это как-то в целом оздоравливает городскую среду. А фотографии как раз с вечеринки на крыше одного из временно креативных пространств в здании бывшего торгового центра. Мой телеграм #устойчивая_городская_среда, #архитектурные_истории

среда, 3 января 2024 г.

reuse и recycle


В сентябре в Гамбурге была архитектурная выставка. Её основными темами были reuse (переиспользование) и recycle (переработка) в архитектуре.

Реюз — это, когда старые здания разбирают на элементы, которые потом используют в строительстве новых зданий. Например, можно выковырять окна из старого дома и вставить в новый. Или снять черепицу со старой крыши и положить её на новую.

Ресайкл — это, когда компоненты здания перерабатывают обратно в сырьё и изготавливать из него новые строительные материалы. Например, панели алюминиевого фасада моно переплавить в новые алюминиевые панели.

С выставки особенно запомнились некоторые проекты. Хочу ими тут поделиться:

1. Коворкинг в Берлине, сделанный почти полностью из переиспользованных материалов. Впечатляет, как архитекторы организовали поиск стройматериалов и логистику их транспортировки и хранения. И вообще переработали привычный процесс проектирования

2. Перестройка вокзала в Брюсселе во многофункциональный комплекс

3. Временный фудкорд в Праге из строительных лесов и остатков от предыдущего фудкорда

4. Музей здорового потребления и справедливой торговли (зацените название)

5. Перестройка старого фахверка в мультифункциональный дом художника

Подписывайтесь на мой телеграм

понедельник, 1 января 2024 г.

Шульман про выбор из двух



В 2019-м году я писал про бинарность мышления https://t.me/antonsamorukov/363. А Екатерина Шульман 19-го сентября 2023-го подвела научную базу в лице Клода Леви-Стросса. На временной отметке 40:41 она рассказывает про «бинарные оппозиции» https://youtu.be/jwlfmf7bqrQ?t=2442. 


А в моём посте речь идёт о том, что мозг всё обобщает до двоичной схемы, например: добро – зло, лево – право, 90° – 180°, верх – низ, мужчина – женщина, взрослый – ребёнок, такой дизайн – сякой дизайн и так далее. И даже если нужно выбрать из пяти, то мы сравниваем 1 и 2, затем 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5...


Категоричность помогает нашему виду выживать в ситуациях «бей или беги», но как-то мешает в более сложных обстоятельствах. Но ничего не поделать, мозг работает как-то так бинарно.


Ещё люди часто делят пространство на внутри – снаружи, но от этого стоит отходить, если проектируешь здание в городской среде.


К примеру, в Гамбурге расстояния между зданиями зависят от их высоты. Там много нюансов, но основной принцип такой: в ареале размером в 0,4 собственной высоты здания нет других зданий, и ареалы соседних домов не должны пересекаться.


При этом медианное количество этажей жилых зданий в Гамбурге равно 3..7!


Мне очень нравится эта пропорция – 0,4 от высоты здания. Я рассматриваю её не только как регламент высотности и плотности застройки, но и как зону «диффузии» между городом и зданием. Я допускаю следующее: фасадом здания нужно считать не только внешнюю стену дома, но и этот ареал вокруг в 0,4 высоты здания.


Это допущение помогает смотреть на город не бинарно, а как на систему взаимосвязанных процессов, напрямую влияющих на здоровье и поведение людей.



#физиология_и_архитектура, #фасад_городского_здания, 

#нормы_в_архитектуре