понедельник, 16 июля 2018 г.

Гамбург и 0,4 в архитектуре

В 2010 году я писал диссертацию про инсоляцию (попадание прямых солнечных лучей в жилые помещения). Это до сих пор актуальный вопрос в российском строительстве, потому что есть нормативные государственные требования на этот счёт. В ходе работы мы с  профессором создали небольшую компьютерную программку для построения такой формы здания, чтобы прямые солнечные лучи попадали в окна квартир «необходимое» количество времени http://archvuz.ru/2012_22/61. Даже получили патент на это изобретение и внедрили программку в практику нескольких архитектурных фирм.
Однако после окончания исследований стало ясно (и многие  архитекторы с этим согласны), что нормирование инсоляции в жилых зданиях – это устаревший подход.
Почти 100 лет назад учёные выяснили, что находясь часа 3 под солнцем многие бактерии и грибы дохнут. Отсюда взялось требование к инсоляции жилых помещений. Но затем выяснилось, что дохнут далеко не все бактерии и грибы, и вообще для гигиены помещений важнее проветривание и уровень влажности. К тому же, даже если солнце попадает в окно, прямыми лучами оно освещает небольшую поверхность пола и стен (особенно летом, когда солнце высоко над горизонтом). Плюс нормы совершенно не учитывают облачность, наличие деревьев перед домом и то, что жильцы закрывают шторы в жаркие дни.
Казалось бы, если всё так очевидно, то почему норму не отменят? В Москве, кстати, в историческом центре требование к продолжительности инсоляции сократили так, что она полностью потеряла свой гигиенический смысл. Но не отменили. Почему?
Дело в том, что норма по инсоляции – это почти единственное, что удерживает застройщиков строить дома в метре друг от друга. Такой вот костыль для архитекторов.
Что можно было бы сделать?
К примеру, в Гамбурге расстояния между зданиями зависят от их высоты. Там много нюансов, но основной принцип такой: в ареале размером в 0,4 собственной высоты здания нет других зданий, и ареалы соседних домов не должны пересекаться.

При этом среднее количество этажей жилых зданий в Гамбурге равно 3 - 5!
А вот наличие солнца в квартире регулируется не государственными нормами, а спросом на рынке недвижимости. Квартиры с ориентацией окон на юго-запад продаются намного лучше, поэтому именно так и стараются проектировать архитекторы.
Мне очень нравится эта пропорция – 0,4 от высоты здания. Я рассматриваю её (уже в диссертации 2017-го года) не только как регламент высотности и плотности застройки, но и как зону «диффузии» между городом и зданием. Я допускаю следующее: фасадом здания нужно считать не только внешнюю стену дома, но и этот ареал вокруг в 0,4 высоты здания.

Это допущение помогает смотреть на город не дискретно, а как на систему взаимосвязанных процессов, напрямую влияющих на здоровье и поведение людей.
Чтобы как-то осознать эту систему, я представил её графически и сделал её при помощи Grasshopper немножко интерактивной. Получилась методика анализа взаимосвязей архитектуры и людей.
В будущем я выложу здесь файл с этой методикой, его можно будет скачать  и попробовать проанализировать свой проект.