Министерство строительства РФ ввело свой индекс качества городской среды. Так здорово, что возрастает интерес к этой теме.
Очень важно иметь механизм для понимания того, насколько городское пространство соответствует современным представлением о здоровой архитектурной среде.
Хороша та система анализа, которая «зрит в корень», даёт концептуальное видение и понятие того, как улучшить ситуацию в городе.
Если абстрагировано взглянем на взаимодействие человека с окружающей средой, то увидим следующую картину:
Влияние на человека бывает либо таким, которое он может осознать (через органы чувств), либо таким, которое он не может осознать (радиация, количество кислорода, токсичные вещества и т.п.).
Всё взаимодействие с окружающей средой делится на контакт с «миром природы» и контакт с «миром людей». В городском пространстве эти два мира перемешаны с преобладанием «мира людей».
В своей системе анализа я применяю следующий алгоритм:
1. Сначала на основе исследований физиологии человека определяем, что есть для человека «добро».
2. Смотрим, соответствует ли архитектурная среда этому «добру».
3. На основе исследований городского пространства определяем, как можно это «добро» реализовать.
1. Сначала на основе исследований физиологии человека определяем, что есть для человека «добро».
2. Смотрим, соответствует ли архитектурная среда этому «добру».
3. На основе исследований городского пространства определяем, как можно это «добро» реализовать.
Вот к примеру:
1. Человеческий организм всегда стремится оптимизировать расход энергии. Выполнение действий со стабильным ритмом – один из способов такой оптимизации.
2. Одно из основных действий человека в уличном пространстве, как биологического существа – ходьба (или езда на велосипеде).
3. Траектория и устройство пешеходных (и велосипедных) путей в уличном пространстве должны способствовать стабильному ритму ходьбы (и езды). Необходимо минимизировать количество препятствий, к которым относятся расположенные на пути следования ступени, резкие повороты, уличная мебель, парковки, элементы уличной инфраструктуры, неказистые фазы светофора, плохо организованные потоки движения и т.п.
1. Человеческий организм всегда стремится оптимизировать расход энергии. Выполнение действий со стабильным ритмом – один из способов такой оптимизации.
2. Одно из основных действий человека в уличном пространстве, как биологического существа – ходьба (или езда на велосипеде).
3. Траектория и устройство пешеходных (и велосипедных) путей в уличном пространстве должны способствовать стабильному ритму ходьбы (и езды). Необходимо минимизировать количество препятствий, к которым относятся расположенные на пути следования ступени, резкие повороты, уличная мебель, парковки, элементы уличной инфраструктуры, неказистые фазы светофора, плохо организованные потоки движения и т.п.
Приведённый пример основан на исследованиях Яна Гейла.
А если такую систему анализа городской среды интегрировать в нормативную базу проектировщика, то он всегда отследит обоснованность проектных требований вплоть до физиологических реакций. И стабильность актуализации такой нормативной базы будет обеспечена за счет ссылок на всё новые научные исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий