Потому, что глаз устроен так, чтобы выуживать из окружающего пространства контуры. Поэтому для восприятия контрастного изображения мозг тратит меньше ресурсов. А тратить меньше ресурсов мозгу очень нравится. Поэтому нам нравятся солнечные дни с контрастными светом и тенями, а особенно закат.
Как это выражается в работе нервной системы?
В физиологии есть понятие "латеральное торможение" -- способность нейрона подавлять собственную активность и активность соседних нейронов. Это нужно, чтобы отделить передаваемый нейроном сигнал от электрического шума в нервной системе.
Этот шум возникает из-за того, что, например, в головном мозге ≈100 миллиардов нейронов, которые то и дело постоянно возбуждаются. Похоже, что медитация -- тренировка латерального торможения, если так можно выразиться.
Учёные Хьюбел и Визел из Гарварда выяснили, что если активировать нейроны сетчатки глаза каждый по отдельности, то мозг особо не реагирует на эти сигналы, не начинает их обрабатывать. Срабатывает латеральное торможение. Но если активировать группу нейронов сетчатки, выстроенных в линию, то такой групповой сигнал зрительная кора мозга в тыльной части головы начинает обрабатывать.
Эти учёные выяснили, что группа нейронов в сетчатке, передающая информацию о горизонтальной линии, активирует конкретный нейрон в зрительной коре, отвечающий за прямые горизонтальные линии. И аналогично происходит с нейронами, отвечающими за вертикальную линию, линию под 45° и так далее.
Так в мозгу формируется категория "прямая горизонтальная линия". Это низший уровень категориального мышления (о категориальном мышлении писал здесь).
Затем простейшие категории формируются в более сложные, например "треугольник". Сумма же этих категорий переходит в ещё более сложные, и через несколько таких итераций в голове появляется категория "творчество Джексона Поллока".
Вот поэтому чётко читающиеся линии в окружающей среде нам так важны. А появляются они на границе контрастных пятен света и тени в солнечный день.
А если контраста недостаточно, то из-за латерального торможения мозгу приходится буквально-таки выуживать информацию для формирования категорий.
В этой связи стоить посмотреть лекцию номер 11 из курса «Биология поведения человека».
Я это всё к тому, что архитектурная среда должна создавать возможность для игры света и тени, быть контрастной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий