вторник, 14 августа 2018 г.

Pussy Riot в архитектуре

Надпись на стене в «Rote Flora»

Интернет-трансляция финального матча чемпионата мира по футболу среди мужчин (среди женщин почему-то не проводят в таком масштабе) неожиданно прервалась. Как потом выяснилось (https://www.tagesschau.de/ausland/pussy-riot-wm-moskau-101.html), на поле выбежали представители Pussy Riot. Они, как мне кажется, хотели выразить таким образом протест в широком смысле этого слова.

В Гамбурге есть одно интересное месте, которое тоже олицетворяет собой протест, и Pussy Riot там пару раз выступали. Это место называется «Rote Flora». Сейчас это культурный центр, но совсем недавно оно было сквотом.

«Rote Flora»

Сквот – это брошенное здание, которое люди нелегально обживают (сквоттируют). Эти люди (сквоттеры) обычно бывают бомжами или творческими личностями.

«Rote Flora» сто лет назад была концертным залом (который так и назывался), потом большая часть здания поломалась из-за войны, сохранилась только входная группа https://de.wikipedia.org/wiki/Rote_Flora. В конце 20-го века в сохранившейся части расположился магазин бытовой техники, потом там случился пожар и здание забросили. И тут пришли сквоттеры, которые не любили капитализм, и устроили небольшую антикапиталистическую ячейку общества (коммуну). Они организовали библиотеку и архив, посвященный антикапиталистическому движению, концертный зал, мастерскую, кафе и скейт-парк.

Скейт-парк
Кафе в «Rote Flora»
Концертный зал
Мастерская
Когда-то эти ступеньки вели в концертный зал, а теперь на них живут бомжи

Всё это работало на общественных началах, и «Rote Flora» превратилась в творческий кластер, создавая соответствующую атмосферу в районе (но не одна она конечно).

И естественным образом такому месту сопутствовали наркоманы и наркоторговцы, бомжи, антисанитарные условия и черты притона. Это и послужило в 2013-ом году поводом для капиталистов (в лице городских властей), чтобы снести обветшавшее здание и построить на его месте новое. Но общественность неожиданно рьяно воспротивилась властям, и дело дошло до массовых демонстраций, погромов и столкновений с полицией. В итоге сквоттеров оставили в покое и присвоили «Rote Flora» статус общественного культурного центра.

День открытия культурного центра «Rote Flora»


К открытию всех бомжей выгнали

Скейтеры приводят свой скейт-парк в порядок перед днем открытых дверей в «Rote Flora»

Так вот, мы как-то делали предложение для реновации «Rote Flora», пытаясь сохранить идентичность места, и пробовали найти равновесие между «адовым трэшем» и «джентрификацией».
Мы пришли к концепции «архитектурного метаболизма», в ней сквоттеры продолжают обживать здание в кооперации с жителями района и по согласованному сценарию.


Есть ещё одно место в Гамбурге с похожей историей, называется «Gängeviertel», в котором среди сквоттеров преобладали художники, поэтому оно больше чем «Rote Flora» похоже на культурный центр. Сейчас там в основном располагаются художественные галереи и мастерские.

Интересно, что такие «трэшовые» места тем не менее связаны с джентрификацией (вытеснением из городского района менее финансово обеспеченных людей людьми финансово более обеспеченными).

Конечно не каждый сквот или притон может быть креативным кластером, как и не каждая хулиганская выходка – перформансом, но всё-таки часто в городах встречается следующий сценарий: 
- в неблагополучном районе (хотя он может быть и центральным, и иметь исторические здания) возникает креативный кластер (по причине дешёвой аренды или вообще возможности сквотирования), 
- район становится местом тусовок и прочей активности,
- тусовки и активность коммерциализируются предприимчивыми бизнесменами,
- достаток среднего жителя растет вместе с потребностями в комфорте,
- растет престиж района, в нем улучшают благоустройство, восстанавливают исторические здания,
- в ответ растут арендные ставки на недвижимость, цены в магазинах, и финансово менее обеспеченные жители вынуждены покинуть район.

Что-то подобное произошло с нью йоркским «High Line». Район рядом с заброшенной эстакадой был невостребованным, потом из эстакады сделали парк с топовой ландшафтной архитектурой, и аренда в районе взлетела до космоса. Дело там, правда, обошлось без сквоттеров, на сколько я знаю.

Альтернативный подход был замечен в Цюрихе. Там из старого акведука тоже сделали променад, но он не выглядит как супер-мега-топовая дорогая ландшафтная архитектура. На его протяжении встречаются и креативные кластеры и социальное жильё.

Променад

Социальное жильё

Креативный кластер






четверг, 9 августа 2018 г.

Звуки-запахи

Ставил на парковку велосипед в нашем маленьком дворе и приметил приятное сочетание звуков: откуда-то сверху доносится распевающаяся оперная певица, из окна кухни бара на первом этаже – тихонько рок-н-роллчик, из другого соседского окна – хипхопчик, где-то телевизор что-то вещает и, было дело, заплакал младенец, но его быстро успокоили. Благодать :)А ещё куро-голубь у-ухает...

понедельник, 16 июля 2018 г.

Гамбург и 0,4 в архитектуре

В 2010 году я писал диссертацию про инсоляцию (попадание прямых солнечных лучей в жилые помещения). Это до сих пор актуальный вопрос в российском строительстве, потому что есть нормативные государственные требования на этот счёт. В ходе работы мы с  профессором создали небольшую компьютерную программку для построения такой формы здания, чтобы прямые солнечные лучи попадали в окна квартир «необходимое» количество времени http://archvuz.ru/2012_22/61. Даже получили патент на это изобретение и внедрили программку в практику нескольких архитектурных фирм.
Однако после окончания исследований стало ясно (и многие  архитекторы с этим согласны), что нормирование инсоляции в жилых зданиях – это устаревший подход.
Почти 100 лет назад учёные выяснили, что находясь часа 3 под солнцем многие бактерии и грибы дохнут. Отсюда взялось требование к инсоляции жилых помещений. Но затем выяснилось, что дохнут далеко не все бактерии и грибы, и вообще для гигиены помещений важнее проветривание и уровень влажности. К тому же, даже если солнце попадает в окно, прямыми лучами оно освещает небольшую поверхность пола и стен (особенно летом, когда солнце высоко над горизонтом). Плюс нормы совершенно не учитывают облачность, наличие деревьев перед домом и то, что жильцы закрывают шторы в жаркие дни.
Казалось бы, если всё так очевидно, то почему норму не отменят? В Москве, кстати, в историческом центре требование к продолжительности инсоляции сократили так, что она полностью потеряла свой гигиенический смысл. Но не отменили. Почему?
Дело в том, что норма по инсоляции – это почти единственное, что удерживает застройщиков строить дома в метре друг от друга. Такой вот костыль для архитекторов.
Что можно было бы сделать?
К примеру, в Гамбурге расстояния между зданиями зависят от их высоты. Там много нюансов, но основной принцип такой: в ареале размером в 0,4 собственной высоты здания нет других зданий, и ареалы соседних домов не должны пересекаться.

При этом среднее количество этажей жилых зданий в Гамбурге равно 3 - 5!
А вот наличие солнца в квартире регулируется не государственными нормами, а спросом на рынке недвижимости. Квартиры с ориентацией окон на юго-запад продаются намного лучше, поэтому именно так и стараются проектировать архитекторы.
Мне очень нравится эта пропорция – 0,4 от высоты здания. Я рассматриваю её (уже в диссертации 2017-го года) не только как регламент высотности и плотности застройки, но и как зону «диффузии» между городом и зданием. Я допускаю следующее: фасадом здания нужно считать не только внешнюю стену дома, но и этот ареал вокруг в 0,4 высоты здания.

Это допущение помогает смотреть на город не дискретно, а как на систему взаимосвязанных процессов, напрямую влияющих на здоровье и поведение людей.
Чтобы как-то осознать эту систему, я представил её графически и сделал её при помощи Grasshopper немножко интерактивной. Получилась методика анализа взаимосвязей архитектуры и людей.
В будущем я выложу здесь файл с этой методикой, его можно будет скачать  и попробовать проанализировать свой проект.

воскресенье, 10 июня 2018 г.

понедельник, 4 июня 2018 г.

Наброски за завтраком в Kaffee Stark

Приятно, когда можно вкусно позавтракать и почиркаться в блокноте. Вот, например, в Kaffee Stark.
В прошлом году я там впервые попробовал повидло смешанное с горчицей, которое превосходно сочетается с сыром. Ребята напротив, кажется, тоже его уплетали.