суббота, 4 апреля 2015 г.

Про Coworking

Интересовался недавно коворкингами. Хочу поделиться.

Коворкинг "Зона действия" в СПб. Источник http://goo.gl/AG1K6c

















Краткая история и причины возникновения коворкинга

Коворкинг — это форма организации рабочего пространства, появившаяся сравнительно недавно (10 - 15 лет назад). В коворкинге работник может арендовать рабочее место, а не целый офис. При этом все работники часто находятся в едином пространстве и могут взаимодействовать друг с другом, оказывать дуг другу помощь, обмениваться информацией, формировать команды для работы. Коворкинг получил распространение во всем мире и сформировал вокруг себя специфическую социальную культуру.

Коворкинг появился как альтернатива традиционному офисному пространству. И во многом его современный внешний вид сформировался под влиянием так называемых «третьих мест» (Third Places), которые не являются ни домом («первое место»), ни работой («второе место»), но имеют признаки как первого, так и второго. Такие места имеют одновременно общественный и приватный характер, например: кафе, книжный магазин, бар, салон красоты, библиотека, мастерская и другие места «тусовок». Даже жилой дом или квартира могут быть «третьим местом» при совокупности определенных характеристик.

Главной особенностью «третьего места» является отсутствие иерархии среди его посетителей, и эти люди — часто группа единомышленников.

«Третьи места» — это точка социального притяжения и формирования сообществ (community), чему способствует различное функциональное наполнение таких мест.

Также на формирование концепции коворкинга значительно повлияло движение «фриланс» (freelance), в частности те его представители, чей рабочий процесс частично или полностью осуществляется через Интернет. Относительно современного коворкинга можно сказать, что он вырос во многом из обыкновения фрилансеров работать на ноутбуке за столиком в кафе и там же проводить деловые встречи. Данному явлению естественно способствовало распространение в кафе бесплатного Wi-Fi.

Таким образом коворкинг унаследовал черты «третьих мест»:
  • отсутствие иерархии среди коворкеров;
  • пространственно-функциональное смешение;
  • общественно-приватный характер;
  • наличие сообществ.

Первые коворкинги (в виде наиболее близком к современному) появились в среде IT-работников. Так известно о возникновении в Берлине в 1995 году «C-base» — это был первый «hackerspace», некоммерческое объединение социально активных единомышленников. Их целью было повышение уровня знаний в области программного и аппаратного обеспечения и сетей передачи данных. Работники IT первыми смогли реализовать возможность организации рабочего процесса через Интернет. Также в силу своей некой «андеграундности» их общение носило неформальный характер с отсутствием иерархии.

В 2002 году «C-base» открыл свое пространство для организаций и команд имеющих близкие цели, предоставив помещения для встреч и работы, а также доступ в Интернет через Wi-Fi. Этот проект носил название «BerlinBackBone». В 2003 году пространство было предоставлено для проведения еженедельных музыкальных джем-сейшенов.

В 2005 году Anton Oberholz открывает в Берлине коворкинг-кафе «St. Oberholz». Впервые в Берлине всем желающим здесь был предоставлен бесплатный Wi-Fi, а за удобными столами можно было сидеть с ноутбуком неограниченно долго.

Само же понятие «коворкинг» (от английского Coworking - «совместно работать») вводит в 1999-ом году Bernard De Koven — американский теоретик и дизайнер игр. Он применил игровой метод к рабочему процессу, чтобы увеличить производительность труда. Принципиальными отличиями такого подхода являются два момента:
  • использование интернет-коммуникаций для ведения деловых встреч;
  • ликвидация конкуренции и иерархии среди работников (вызванных занимаемой должностью, получаемым окладом и т. п.) для устранения барьеров при взаимопомощи.
При такой концепции работники могут находиться в одном помещении, но работать каждый над своим проектом. Однако при желании они могут объединяться в команды. При этом они не привязаны жестко к конкретному рабочему месту, т. к. рабочая коммуникация в основном происходит через Интернет. Однако здесь в силу нахождения людей в одном пространстве важную роль играет не только виртуальный (через Интернет), но и непосредственно физический контакт. Работники могут наблюдать за работой друг друга, слышать и видеть друг друга, завязывать беседу. В силу отсутствия конкуренции, иерархии и жесткой привязки работников к конкретному рабочему месту, возникают условия располагающие к взаимопомощи, постоянному взаимодействию с новыми людьми и получению от них новой информации.

Здесь можно вспомнить о теории сильных и слабых социальных связей, где сильные связи — это родственники и друзья, а слабые связи — это соседи, знакомые, знакомые знакомых, формальные контакты на работе. Существует статья Марка Грановеттера (Mark Granovetter) «The Strength of Weak Ties», в которой он описывает исследование, подтверждающее важную роль случайных знакомых в поиске работы. Анализируя каналы,  посредством которых жившие в районе  Бостона мужчины получили информацию о новой работе, он обнаружил, что 56% респондентов использовали личные контакты, а не специальные агентства или объявления. Большинство опрошенных получили информацию о работе от случайных знакомых или через другие слабые связи, и только 31% - от своих друзей или родственников. Грановеттер объяснил результаты тем, что сильные связи индивида информационно избыточны. Родственники и близкие друзья знают друг друга и по существу сообщают индивиду одну и ту же информацию. Напротив, знакомые принадлежат к разным социальным кругам, не связаны между собой и потому имеют доступ к разным источникам информации. Преимущества в поиске работы имеет тот, кто имеет большую сеть непересекающихся контактов.

Таким образом, можно сказать, что концепция коворкинга теоретически располагает к социальной активности, профессиональному росту, повышению производительности труда и в целом удовлетворенности работой.
Основными ценностями этой концепции являются пять пунктов:
  • сотрудничество,
  • сообщество,
  • устойчивость,
  • открытость,
  • доступность.
В 2005-м году 9-го августа в Сан-Франциско Brad Neuberg открывает первый официальный «Coworking Space» как ответ антисоциальным офисным центрам. Он организовал его в рамках своего стартапа, над которым работало 4 человека, остальные рабочие места сдавались в аренду.  По сути Брэд Ньюберг делает коворкинг самодостаточным образованием, уже не являющимся придатком какого-либо заведения. Это первый случай, когда термин «Coworking» фигурирует в названии места. Таким образом «Coworking Space» Брэда Ньюберга закрепляет за словом «Coworking» конкретную типологию рабочего пространства, которую сейчас тиражируют по всему миру.

Первые коворкинги были устроены довольно просто. Обязательными условиями были два пункта:
  • наличие рабочего места (стол + стул);
  • наличие доступа в Интернет.
Остальная инфраструктура обеспечивалась местом при котором появился коворкинг, будь то кафе, игровой клуб, хостел, библиотека, жилой дом и т.д. Со временем  структура коворкинга становилась более сложной. В настоящее время она формируется из множества факторов:

1. Высокий уровень технического обеспечения, позволяющий вести рабочий процесс на самом современном уровне, проводить деловые онлайн- и оффлайн-встречи. Сюда можно отнести предоставление компьютеров, услуг сервера, программного обеспечения, принтеров, плоттеров, сканеров, проекторов, аудио-, фото- и видеоаппаратуры. В некоторых случаях коворкинги предоставляют даже оборудование для создания прототипов и моделей.

2. Разнообразие функциональных зон. Как было сказано выше, для современных коворкингов характерно смешение функций. Кроме непосредственно общей зоны с рабочими столами они могут включать в себя следующие пространства:
диванные зоны для работы;
зона для преговоров;
зона для проведения конференций и презентаций;
зона бара или кафе;
зона кухни;
зона библиотеки;
зона отдыха;
диванная зона для общения;
зона приватных и полуприватных рабочих мест;
зона для развлечений и занятий спортом;
зона для сна или ночлега;
зона для создания прототипов с оборудованием для оброботки дерева, металла, ткани или пластика;
детская игровая зона и т. д.
Перечисленные зоны могут быть выделены как в отдельные помещения, так и объединены в одном пространстве.
Движение коворкингов активно развивается и обрастает все новыми и новыми идеями, которые находят отражение в функциональном наполнении.

3. Дизайн. Коворкинг был созданы как альтернатива офису, поэтому его дизайн во многом экспериментальный. В силу молодости типологии коворкинги постоянно исследуют новые аспекты взаимодействия человека и рабочего пространства, экспериментируют как с пространством, так и с рабочим процессом.

4. Сообщество. Для поддержания сообщества коворкинги могут вступать в симбиоз с так называемыми креативными кластерами. В состав таких образования часто входят бизнес-инкубаторы, художественные галереи, магазины креативных товаров, лаборатории, мастерские и т.д. Также с этой же целью коворкинги составляют собственную программу мероприятий. Это могут быть серии лекций, выступления музыкантов, различные турниры (по настольному теннису, кикеру, шахматам, компьютерным играм и т. д.), проведение выставок и перформансов, организация мастер-классов, воркшопов, вечеринок и т. д.

5. Доступность. По сравнению с традиционным офисом коворкинг обычно доступнее. Что касается цены, то арендовать рабочее место часто дешевле, чем аренда отдельного офиса. Также коворкинги часто предоставляют круглосуточный доступ. Время на путь до рабочего места может быть сокращено до минимума, если найти коворкинг недалеко от дома.

6. Дополнительные сервисы. Коворкинги могут предлагать своим клиентам помимо прочего помощь секретаря, юриста, бухгалтера или переводчика, детского воспитателя, услугу вело- и авто-шеринга (если кто-то пожелает, то его машина, пока он работает в коворкинге, может быть предоставлена другим клиентам коворкинг-центра)

Коворкинг значительно эволюционировал за свою относительно короткую историю. Он стремится быть более привлекательным для своих клиентов и социально ответственным. Это происходит из-за принципиального различия между коворкингом и офисом: в офис работник приходит, потому что ему за это платят, а в коворкинг он идет, только если сам готов за это платить.

В процессе эволюции коворкинга менялся так же и контингент. В статье Clay Spinuzzi «Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity» приводится ряд исследований, проведенных в США и дающих понимание социальных основ появления концепции коворкинга. Там сообщается, что значительный процент работников от общего числа работающих занято на фрилансе и работает дома. Такие работники испытывают дискомфорт от отсутствия четкой границы между работой и домом, чувствуют себя оторванными от профессионального сообщества и в целом от социальной активности.

Первоначально клиентами коворкингов были фрилансеры, работающие в сфере IT. Затем с развитием средств коммуникации (интернет технологий) и снижения стоимости компьютеров переход работников на фриланс стал более доступен. Услугами коворкинга начали пользоваться фрилансеры различного профиля и частные предприниматели (организаторы стартапов), которым по разного рода причинам не подходила работа в офисе. Например, к таким причинам можно отнести стоимость и срок аренды. Аренда офиса часто стоит дороже чем рабочее место в коворкинге. К тому же, контракт на аренду офиса обычно заключается на довольно продолжительный срок, что неудобно начинающим предпринимателям, которые не имеют точных прогнозов развития своего бизнеса порой даже на полгода. Поэтому коворкинг имеет преимущество, т.к. там рабочее место можно арендовать под конкретный проект на непродолжительный период (на несколько недель или дней).

Сегодня фрилансеры составляют большую часть клиентов коворкинга (50–55%). Однако компании также снимают места в коворкинг-центрах для своих сотрудников. Это связано с тем, что компании чаще работают не с постоянными сотрудниками, а с подрядчиками, выполняющими конкретные краткосрочные проекты. Но для постоянных сотрудников компании также снимают рабочие места в коворкинге вблизи их дома. Это происходит в рамках конкуренции за более квалифицированные кадры, но имеет место и имиджевая составляющая. Тем не менее, не каждая отрасль может подстроить свои бизнес-процессы под коворкинг, поэтому нельзя сказать, что коворкинг полностью заменит офис, он скорее будет являться дополнительной типологией рабочего пространства, расширяющей представления о рабочем процессе.

В процессе развития и популяризации коворкинга менялся и возраст работников. Например, средний возраст клиента в Германии — 34 года. Самая крупная группа пользователей — от 25 до 39 лет. Интересно, что, хотя за последние годы средний возраст не изменился, увеличился разброс — сегодня есть и 18-летние, и 65-летние пользователи коворкинг-центров.

Что же касается уровня здоровья и удовлетворенности работой среди клиентов коворкинга, то существует исследование Christina Bodin Danielsson и Lennart Bodin, описанное в их статье «Office Type in Relation to Health, Well-Being, and Job Satisfaction Among Employees». Авторы статьи делят офисные пространства на 7 типов, один из которых именуется ими «Flex office». Под описание этого типа попадает концепция коворкинга. По результатам исследования делается вывод о том, что уровень здоровья и удовлетворенности работой среди работников имеет наивысшие показатели как раз в пространствах типа «Flex office».

Пример

В Гамбурге есть интересный пример коворкинга под названием «Places» на Schopenstehl. Коворкинг занимает 600 кв.м и включает в себя следующие пространства:
  • open-space на 11 человек;
  • зону кафе;
  • диванную зону;
  • зону стилизованную под клуб интеллектуалов;
  • зону work-box с небольшими изолированными ячейками на одного работника;
  • зону приватного общения;
  • зона с небольшим ячейками для сна;
  • несколько отдельных рабочих комнат на 1 или 2 человека;
  • комнату для переговоров;
  • небольшой частный кинотеатр.
Коворкинг Places в Гамбурге. Источник http://www.places-hamburg.de/
Коворкинг Places в Гамбурге. Источник http://www.places-hamburg.de/

Коворкинг Places в Гамбурге. Источник http://www.places-hamburg.de/

Тематика «Places» имеет дизайнерско-архитектурную направленность, что отражено в содержании литературы небольшой библиотеки.

Также вызывает интерес развитие концепции коворкинга в инициативе «DESKAROUND». Ее предлагают студенты Hafen City Universität. На данный момент — это небольшой стартап, его идея, как написано на сайте проекта, заключается в следующем: «DESKAROUND» является интернет-платформой, где фирмы предлагают студентам в бесплатное пользование рабочие места. При обоюдном желании студенты могут участвовать в проектах фирмы (ситуация WIN-WIN), т.е. студенты получают рабочее место (стол+стул) и практический опыт, могут использовать результаты работы фирмы в своих исследованиях, а фирма может использовать исследования и идеи студентов в своих проектах.

Google как Coworking


Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Офисы Google имеют много общего с концепцией коворкинга, однако нельзя сказать, что они в полной мере являются его реализацией, потому что они имеют и ряд существенных отличий:
  • Офис все-таки находится в месте, выбранном компанией, и такое мстонахождение не всегда удобно работнику.
  • Офис так или иначе подчинен целям, задачам и тематике конкретной компании.
  • Рабочие и прочие пространства доступны почти исключительно только работникам компании.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Однако многие другие аспекты концепции коворкинга успешно реализованы. Например, офис Google, который находится в Цюрихе был реновирован в 2008-м году.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Главной особенностью подхода Google к рабочему процессу — это концепция «Работать и играть». Эта идея заключается в отсутствии четкой границы между работой и отдыхом. Рабочее время сотрудников не нормируется, они могут находиться в офисе 24 часа в сутки. Сотрудникам бесплатно предоставляется питание, услуги массажа, ёги, спортивной и игровой зоны (с настольными и компьютерными играми). Работники самостоятельно распределяют свое время между работой над проектами компании и отдыхом. Также поощряется работа над собственными проектами, что является важной составляющей инновационного развития компании. Собственные проекты сотрудников периодически становятся рабочими проектами Google, и чем больше индивидуальных проектов, тем больше идей для развития фирмы.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

В Google отсутствует четкая иерархия и субординация среди сотрудников. Работа кампуса организована на подобие гигантского стартапа. Такой подход также приближает офис Google к концепции коворкинга.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Плюс ко всему, в цюриховском офисе наблюдается нестандартный подход к организации непосредственно рабочего места, который часто свойственнен типологии коворкинга. Согласно концепции «работать и играть» полезные идеи могут приходить не только в процессе работы, но и отдыха. Поэтому существуют пространства одновременно для «работы» и «отдыха», стилизованные под различную тематику.

Помимо этого для поддержания сообщества в кампусе Google переодически проводятся различного рода мероприятия по типу, как это происходит в современных коворкингах.

Вывод

Итак, коворкинг — это типология организации рабочего пространства, которая появилась 10 — 15 лет назад как альтернатива работе в офисе или дома. Главным образом концепция ориентирована на фрилансеров, работающих дома и осуществляющих рабочую коммуникацию через Интернет, и позволяет им восполнить недостаток профессионального общения и социальных контактов.
В определенных отраслях концепция коворкинга стимулирует повышение производительности рабочего процесса, профессиональный и личностный рост. Сегодня эта типология продолжает эволюционировать и приобретает новые формы развития.

Вся информация взята из Интернета, а именно:
  1. ARTIKEL VON CARSTEN FOERTSCH & RÉMY CAGNOL: «Es war einmal... Die Geschichte von Coworking in Zahlen»; ERSCHIENEN AM 26.08.2013 — http://goo.gl/48vR3K
  2. Bernard De Koven, A Playful Path, 2013 (ISBN 978-1490333816)
  3. Christina Bodin Danielsson and Lennart Bodin: Office Type in Relation to Health, Well-Being, and Job Satisfaction Among Employees; - Environment and Behavior 2008; 40; 636 originally published online Mar 14, 2008; DOI: 10.1177/0013916507307459
  4. Clay Spinuzzi: Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity; - Journal of Business and Technical Communication 2012 26: 399 originally published online 30 May 2012; DOI: 10.1177/1050651912444070
  5. Mark S. Granovetter Source: «The Strength of Weak Ties »; American Journal of Sociology, Vol. 78, No. 6 (May, 1973), pp. 1360-1380. Published by: The University of Chicago Press Stable.
  6. Oldenburg, Ray (2000). Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the "Great Good Places" at the Heart of Our Communities. New York: Marlowe & Company. ISBN 978-1-56924-612-2.
  7. The 1st global coworking survey — http://goo.gl/QAcDG3
  8. : "Офис с доставкой в кафе", журнал Эксперт, 2012
  9. Сайт компании Google — http://www.google.ru/about/company/
  10. Сайт проекта «DESKAROUND» — http://www.deskaround.de/
  11. Сайт коворкинга «Places» — http://www.places-hamburg.de/
  12. Сайт сообщества коворкингов Германии — http://www.coworking.de/
  13. Сивуха, С.В.: "Сильные и слабые социальные связи", - Социология: Энциклопедия, 2003
  14. Статья об офисе Google — http://goo.gl/74ELlE

Комментариев нет:

Отправить комментарий