среда, 6 января 2016 г.

Nolli и Schwarzplan - эффективные инструменты анализа городской среды


В 18 веке итальянец Giambattista Nolli создал гравюру с подробной картой Рима (информация из Wikipedia). В ней строения и приватные пространства он закрашивает черным, а общественные зоны оставляет белыми. Как видно на иллюстрации к публичным местам относятся улицы, площади, внутренние пространства храмов и других общественных зданий, расположенные в уровне земли. В современной интерпретации сюда добавляются помещения кафе, магазинов, торговых центров и пр.
Карта Рима Nolli, 1748 год (картинка с сайта)






















Такое представление городской ткани выявляет ее проницаемость, соотношение приватного и общедоступного, потенциал развития общественных пространств и другие закономерности.

Тут можно, кстати, глянуть интерактивную версию той самой гравюры Nolli.

Помимо карт используют и поперечные разрезы улиц, выполненные по принципу Nolli.
Nolli разрез по параллельным улицам Гамбурга (авторский проект)











А еще есть Schwarzplan. Он похож на карту Nolli, но отличается тем, что в нем закрашиваются черным исключительно здания по пятну застройки, а пространство между зданиями остается белым.
Schwarzplan фрагмента плана Гамбурга.































Schwarzplan эффективен  при оценке плотности городской ткани, помогает выявить пространственный потенциал, по-новому взглянуть на план города и увидеть то, что сложно или невозможно разглядеть на топографической съемке или аэрофотосъемке.

А еще интересно сравнивать Schwarzplan разных городов друг с другом, или разных частей одного и того же города. Можно использовать для этого сайт в Интернете. Вот, к примеру, участок застройки в районе центрального вокзала Гамбурга
и Челябинска.
А вот, например, центральная часть Челябинска.

Вывод. Schwarzplan, карты и разрезы по принципу Nolli помогают анализировать городскую среду.


суббота, 4 апреля 2015 г.

Про Coworking

Интересовался недавно коворкингами. Хочу поделиться.

Коворкинг "Зона действия" в СПб. Источник http://goo.gl/AG1K6c

















Краткая история и причины возникновения коворкинга

Коворкинг — это форма организации рабочего пространства, появившаяся сравнительно недавно (10 - 15 лет назад). В коворкинге работник может арендовать рабочее место, а не целый офис. При этом все работники часто находятся в едином пространстве и могут взаимодействовать друг с другом, оказывать дуг другу помощь, обмениваться информацией, формировать команды для работы. Коворкинг получил распространение во всем мире и сформировал вокруг себя специфическую социальную культуру.

Коворкинг появился как альтернатива традиционному офисному пространству. И во многом его современный внешний вид сформировался под влиянием так называемых «третьих мест» (Third Places), которые не являются ни домом («первое место»), ни работой («второе место»), но имеют признаки как первого, так и второго. Такие места имеют одновременно общественный и приватный характер, например: кафе, книжный магазин, бар, салон красоты, библиотека, мастерская и другие места «тусовок». Даже жилой дом или квартира могут быть «третьим местом» при совокупности определенных характеристик.

Главной особенностью «третьего места» является отсутствие иерархии среди его посетителей, и эти люди — часто группа единомышленников.

«Третьи места» — это точка социального притяжения и формирования сообществ (community), чему способствует различное функциональное наполнение таких мест.

Также на формирование концепции коворкинга значительно повлияло движение «фриланс» (freelance), в частности те его представители, чей рабочий процесс частично или полностью осуществляется через Интернет. Относительно современного коворкинга можно сказать, что он вырос во многом из обыкновения фрилансеров работать на ноутбуке за столиком в кафе и там же проводить деловые встречи. Данному явлению естественно способствовало распространение в кафе бесплатного Wi-Fi.

Таким образом коворкинг унаследовал черты «третьих мест»:
  • отсутствие иерархии среди коворкеров;
  • пространственно-функциональное смешение;
  • общественно-приватный характер;
  • наличие сообществ.

Первые коворкинги (в виде наиболее близком к современному) появились в среде IT-работников. Так известно о возникновении в Берлине в 1995 году «C-base» — это был первый «hackerspace», некоммерческое объединение социально активных единомышленников. Их целью было повышение уровня знаний в области программного и аппаратного обеспечения и сетей передачи данных. Работники IT первыми смогли реализовать возможность организации рабочего процесса через Интернет. Также в силу своей некой «андеграундности» их общение носило неформальный характер с отсутствием иерархии.

В 2002 году «C-base» открыл свое пространство для организаций и команд имеющих близкие цели, предоставив помещения для встреч и работы, а также доступ в Интернет через Wi-Fi. Этот проект носил название «BerlinBackBone». В 2003 году пространство было предоставлено для проведения еженедельных музыкальных джем-сейшенов.

В 2005 году Anton Oberholz открывает в Берлине коворкинг-кафе «St. Oberholz». Впервые в Берлине всем желающим здесь был предоставлен бесплатный Wi-Fi, а за удобными столами можно было сидеть с ноутбуком неограниченно долго.

Само же понятие «коворкинг» (от английского Coworking - «совместно работать») вводит в 1999-ом году Bernard De Koven — американский теоретик и дизайнер игр. Он применил игровой метод к рабочему процессу, чтобы увеличить производительность труда. Принципиальными отличиями такого подхода являются два момента:
  • использование интернет-коммуникаций для ведения деловых встреч;
  • ликвидация конкуренции и иерархии среди работников (вызванных занимаемой должностью, получаемым окладом и т. п.) для устранения барьеров при взаимопомощи.
При такой концепции работники могут находиться в одном помещении, но работать каждый над своим проектом. Однако при желании они могут объединяться в команды. При этом они не привязаны жестко к конкретному рабочему месту, т. к. рабочая коммуникация в основном происходит через Интернет. Однако здесь в силу нахождения людей в одном пространстве важную роль играет не только виртуальный (через Интернет), но и непосредственно физический контакт. Работники могут наблюдать за работой друг друга, слышать и видеть друг друга, завязывать беседу. В силу отсутствия конкуренции, иерархии и жесткой привязки работников к конкретному рабочему месту, возникают условия располагающие к взаимопомощи, постоянному взаимодействию с новыми людьми и получению от них новой информации.

Здесь можно вспомнить о теории сильных и слабых социальных связей, где сильные связи — это родственники и друзья, а слабые связи — это соседи, знакомые, знакомые знакомых, формальные контакты на работе. Существует статья Марка Грановеттера (Mark Granovetter) «The Strength of Weak Ties», в которой он описывает исследование, подтверждающее важную роль случайных знакомых в поиске работы. Анализируя каналы,  посредством которых жившие в районе  Бостона мужчины получили информацию о новой работе, он обнаружил, что 56% респондентов использовали личные контакты, а не специальные агентства или объявления. Большинство опрошенных получили информацию о работе от случайных знакомых или через другие слабые связи, и только 31% - от своих друзей или родственников. Грановеттер объяснил результаты тем, что сильные связи индивида информационно избыточны. Родственники и близкие друзья знают друг друга и по существу сообщают индивиду одну и ту же информацию. Напротив, знакомые принадлежат к разным социальным кругам, не связаны между собой и потому имеют доступ к разным источникам информации. Преимущества в поиске работы имеет тот, кто имеет большую сеть непересекающихся контактов.

Таким образом, можно сказать, что концепция коворкинга теоретически располагает к социальной активности, профессиональному росту, повышению производительности труда и в целом удовлетворенности работой.
Основными ценностями этой концепции являются пять пунктов:
  • сотрудничество,
  • сообщество,
  • устойчивость,
  • открытость,
  • доступность.
В 2005-м году 9-го августа в Сан-Франциско Brad Neuberg открывает первый официальный «Coworking Space» как ответ антисоциальным офисным центрам. Он организовал его в рамках своего стартапа, над которым работало 4 человека, остальные рабочие места сдавались в аренду.  По сути Брэд Ньюберг делает коворкинг самодостаточным образованием, уже не являющимся придатком какого-либо заведения. Это первый случай, когда термин «Coworking» фигурирует в названии места. Таким образом «Coworking Space» Брэда Ньюберга закрепляет за словом «Coworking» конкретную типологию рабочего пространства, которую сейчас тиражируют по всему миру.

Первые коворкинги были устроены довольно просто. Обязательными условиями были два пункта:
  • наличие рабочего места (стол + стул);
  • наличие доступа в Интернет.
Остальная инфраструктура обеспечивалась местом при котором появился коворкинг, будь то кафе, игровой клуб, хостел, библиотека, жилой дом и т.д. Со временем  структура коворкинга становилась более сложной. В настоящее время она формируется из множества факторов:

1. Высокий уровень технического обеспечения, позволяющий вести рабочий процесс на самом современном уровне, проводить деловые онлайн- и оффлайн-встречи. Сюда можно отнести предоставление компьютеров, услуг сервера, программного обеспечения, принтеров, плоттеров, сканеров, проекторов, аудио-, фото- и видеоаппаратуры. В некоторых случаях коворкинги предоставляют даже оборудование для создания прототипов и моделей.

2. Разнообразие функциональных зон. Как было сказано выше, для современных коворкингов характерно смешение функций. Кроме непосредственно общей зоны с рабочими столами они могут включать в себя следующие пространства:
диванные зоны для работы;
зона для преговоров;
зона для проведения конференций и презентаций;
зона бара или кафе;
зона кухни;
зона библиотеки;
зона отдыха;
диванная зона для общения;
зона приватных и полуприватных рабочих мест;
зона для развлечений и занятий спортом;
зона для сна или ночлега;
зона для создания прототипов с оборудованием для оброботки дерева, металла, ткани или пластика;
детская игровая зона и т. д.
Перечисленные зоны могут быть выделены как в отдельные помещения, так и объединены в одном пространстве.
Движение коворкингов активно развивается и обрастает все новыми и новыми идеями, которые находят отражение в функциональном наполнении.

3. Дизайн. Коворкинг был созданы как альтернатива офису, поэтому его дизайн во многом экспериментальный. В силу молодости типологии коворкинги постоянно исследуют новые аспекты взаимодействия человека и рабочего пространства, экспериментируют как с пространством, так и с рабочим процессом.

4. Сообщество. Для поддержания сообщества коворкинги могут вступать в симбиоз с так называемыми креативными кластерами. В состав таких образования часто входят бизнес-инкубаторы, художественные галереи, магазины креативных товаров, лаборатории, мастерские и т.д. Также с этой же целью коворкинги составляют собственную программу мероприятий. Это могут быть серии лекций, выступления музыкантов, различные турниры (по настольному теннису, кикеру, шахматам, компьютерным играм и т. д.), проведение выставок и перформансов, организация мастер-классов, воркшопов, вечеринок и т. д.

5. Доступность. По сравнению с традиционным офисом коворкинг обычно доступнее. Что касается цены, то арендовать рабочее место часто дешевле, чем аренда отдельного офиса. Также коворкинги часто предоставляют круглосуточный доступ. Время на путь до рабочего места может быть сокращено до минимума, если найти коворкинг недалеко от дома.

6. Дополнительные сервисы. Коворкинги могут предлагать своим клиентам помимо прочего помощь секретаря, юриста, бухгалтера или переводчика, детского воспитателя, услугу вело- и авто-шеринга (если кто-то пожелает, то его машина, пока он работает в коворкинге, может быть предоставлена другим клиентам коворкинг-центра)

Коворкинг значительно эволюционировал за свою относительно короткую историю. Он стремится быть более привлекательным для своих клиентов и социально ответственным. Это происходит из-за принципиального различия между коворкингом и офисом: в офис работник приходит, потому что ему за это платят, а в коворкинг он идет, только если сам готов за это платить.

В процессе эволюции коворкинга менялся так же и контингент. В статье Clay Spinuzzi «Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity» приводится ряд исследований, проведенных в США и дающих понимание социальных основ появления концепции коворкинга. Там сообщается, что значительный процент работников от общего числа работающих занято на фрилансе и работает дома. Такие работники испытывают дискомфорт от отсутствия четкой границы между работой и домом, чувствуют себя оторванными от профессионального сообщества и в целом от социальной активности.

Первоначально клиентами коворкингов были фрилансеры, работающие в сфере IT. Затем с развитием средств коммуникации (интернет технологий) и снижения стоимости компьютеров переход работников на фриланс стал более доступен. Услугами коворкинга начали пользоваться фрилансеры различного профиля и частные предприниматели (организаторы стартапов), которым по разного рода причинам не подходила работа в офисе. Например, к таким причинам можно отнести стоимость и срок аренды. Аренда офиса часто стоит дороже чем рабочее место в коворкинге. К тому же, контракт на аренду офиса обычно заключается на довольно продолжительный срок, что неудобно начинающим предпринимателям, которые не имеют точных прогнозов развития своего бизнеса порой даже на полгода. Поэтому коворкинг имеет преимущество, т.к. там рабочее место можно арендовать под конкретный проект на непродолжительный период (на несколько недель или дней).

Сегодня фрилансеры составляют большую часть клиентов коворкинга (50–55%). Однако компании также снимают места в коворкинг-центрах для своих сотрудников. Это связано с тем, что компании чаще работают не с постоянными сотрудниками, а с подрядчиками, выполняющими конкретные краткосрочные проекты. Но для постоянных сотрудников компании также снимают рабочие места в коворкинге вблизи их дома. Это происходит в рамках конкуренции за более квалифицированные кадры, но имеет место и имиджевая составляющая. Тем не менее, не каждая отрасль может подстроить свои бизнес-процессы под коворкинг, поэтому нельзя сказать, что коворкинг полностью заменит офис, он скорее будет являться дополнительной типологией рабочего пространства, расширяющей представления о рабочем процессе.

В процессе развития и популяризации коворкинга менялся и возраст работников. Например, средний возраст клиента в Германии — 34 года. Самая крупная группа пользователей — от 25 до 39 лет. Интересно, что, хотя за последние годы средний возраст не изменился, увеличился разброс — сегодня есть и 18-летние, и 65-летние пользователи коворкинг-центров.

Что же касается уровня здоровья и удовлетворенности работой среди клиентов коворкинга, то существует исследование Christina Bodin Danielsson и Lennart Bodin, описанное в их статье «Office Type in Relation to Health, Well-Being, and Job Satisfaction Among Employees». Авторы статьи делят офисные пространства на 7 типов, один из которых именуется ими «Flex office». Под описание этого типа попадает концепция коворкинга. По результатам исследования делается вывод о том, что уровень здоровья и удовлетворенности работой среди работников имеет наивысшие показатели как раз в пространствах типа «Flex office».

Пример

В Гамбурге есть интересный пример коворкинга под названием «Places» на Schopenstehl. Коворкинг занимает 600 кв.м и включает в себя следующие пространства:
  • open-space на 11 человек;
  • зону кафе;
  • диванную зону;
  • зону стилизованную под клуб интеллектуалов;
  • зону work-box с небольшими изолированными ячейками на одного работника;
  • зону приватного общения;
  • зона с небольшим ячейками для сна;
  • несколько отдельных рабочих комнат на 1 или 2 человека;
  • комнату для переговоров;
  • небольшой частный кинотеатр.
Коворкинг Places в Гамбурге. Источник http://www.places-hamburg.de/
Коворкинг Places в Гамбурге. Источник http://www.places-hamburg.de/

Коворкинг Places в Гамбурге. Источник http://www.places-hamburg.de/

Тематика «Places» имеет дизайнерско-архитектурную направленность, что отражено в содержании литературы небольшой библиотеки.

Также вызывает интерес развитие концепции коворкинга в инициативе «DESKAROUND». Ее предлагают студенты Hafen City Universität. На данный момент — это небольшой стартап, его идея, как написано на сайте проекта, заключается в следующем: «DESKAROUND» является интернет-платформой, где фирмы предлагают студентам в бесплатное пользование рабочие места. При обоюдном желании студенты могут участвовать в проектах фирмы (ситуация WIN-WIN), т.е. студенты получают рабочее место (стол+стул) и практический опыт, могут использовать результаты работы фирмы в своих исследованиях, а фирма может использовать исследования и идеи студентов в своих проектах.

Google как Coworking


Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Офисы Google имеют много общего с концепцией коворкинга, однако нельзя сказать, что они в полной мере являются его реализацией, потому что они имеют и ряд существенных отличий:
  • Офис все-таки находится в месте, выбранном компанией, и такое мстонахождение не всегда удобно работнику.
  • Офис так или иначе подчинен целям, задачам и тематике конкретной компании.
  • Рабочие и прочие пространства доступны почти исключительно только работникам компании.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Однако многие другие аспекты концепции коворкинга успешно реализованы. Например, офис Google, который находится в Цюрихе был реновирован в 2008-м году.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Главной особенностью подхода Google к рабочему процессу — это концепция «Работать и играть». Эта идея заключается в отсутствии четкой границы между работой и отдыхом. Рабочее время сотрудников не нормируется, они могут находиться в офисе 24 часа в сутки. Сотрудникам бесплатно предоставляется питание, услуги массажа, ёги, спортивной и игровой зоны (с настольными и компьютерными играми). Работники самостоятельно распределяют свое время между работой над проектами компании и отдыхом. Также поощряется работа над собственными проектами, что является важной составляющей инновационного развития компании. Собственные проекты сотрудников периодически становятся рабочими проектами Google, и чем больше индивидуальных проектов, тем больше идей для развития фирмы.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

В Google отсутствует четкая иерархия и субординация среди сотрудников. Работа кампуса организована на подобие гигантского стартапа. Такой подход также приближает офис Google к концепции коворкинга.
Офис Google в Цюрихе. Источник http://goo.gl/74ELlE

Плюс ко всему, в цюриховском офисе наблюдается нестандартный подход к организации непосредственно рабочего места, который часто свойственнен типологии коворкинга. Согласно концепции «работать и играть» полезные идеи могут приходить не только в процессе работы, но и отдыха. Поэтому существуют пространства одновременно для «работы» и «отдыха», стилизованные под различную тематику.

Помимо этого для поддержания сообщества в кампусе Google переодически проводятся различного рода мероприятия по типу, как это происходит в современных коворкингах.

Вывод

Итак, коворкинг — это типология организации рабочего пространства, которая появилась 10 — 15 лет назад как альтернатива работе в офисе или дома. Главным образом концепция ориентирована на фрилансеров, работающих дома и осуществляющих рабочую коммуникацию через Интернет, и позволяет им восполнить недостаток профессионального общения и социальных контактов.
В определенных отраслях концепция коворкинга стимулирует повышение производительности рабочего процесса, профессиональный и личностный рост. Сегодня эта типология продолжает эволюционировать и приобретает новые формы развития.

Вся информация взята из Интернета, а именно:
  1. ARTIKEL VON CARSTEN FOERTSCH & RÉMY CAGNOL: «Es war einmal... Die Geschichte von Coworking in Zahlen»; ERSCHIENEN AM 26.08.2013 — http://goo.gl/48vR3K
  2. Bernard De Koven, A Playful Path, 2013 (ISBN 978-1490333816)
  3. Christina Bodin Danielsson and Lennart Bodin: Office Type in Relation to Health, Well-Being, and Job Satisfaction Among Employees; - Environment and Behavior 2008; 40; 636 originally published online Mar 14, 2008; DOI: 10.1177/0013916507307459
  4. Clay Spinuzzi: Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity; - Journal of Business and Technical Communication 2012 26: 399 originally published online 30 May 2012; DOI: 10.1177/1050651912444070
  5. Mark S. Granovetter Source: «The Strength of Weak Ties »; American Journal of Sociology, Vol. 78, No. 6 (May, 1973), pp. 1360-1380. Published by: The University of Chicago Press Stable.
  6. Oldenburg, Ray (2000). Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the "Great Good Places" at the Heart of Our Communities. New York: Marlowe & Company. ISBN 978-1-56924-612-2.
  7. The 1st global coworking survey — http://goo.gl/QAcDG3
  8. : "Офис с доставкой в кафе", журнал Эксперт, 2012
  9. Сайт компании Google — http://www.google.ru/about/company/
  10. Сайт проекта «DESKAROUND» — http://www.deskaround.de/
  11. Сайт коворкинга «Places» — http://www.places-hamburg.de/
  12. Сайт сообщества коворкингов Германии — http://www.coworking.de/
  13. Сивуха, С.В.: "Сильные и слабые социальные связи", - Социология: Энциклопедия, 2003
  14. Статья об офисе Google — http://goo.gl/74ELlE

пятница, 3 апреля 2015 г.

Plusenergie_PARASIT_haus для студентов на крыше университета

В Гамбурге есть HafenCity Universität на крыше которого хотят построить небольшой дом для студентов (на четыре человека).












Предполагается оснастить здание современными системами на основе возобновляемых источников энергии, а также системами и конструкциями, экономящими тепло и электроэнергию (причем дом должен потреблять энергии меньше, чем сам производит), т.е. такое все «high tech».

А потом предлагается посмотреть, как эти 4 студента будут со всеми этими технологиями уживаться.

Плюс в доме должно быть общественное место для проведения семинаров и воркшопов на тему устойчивой архитектуры и демонстрации систем производства и экономии энергии.

Я предложил совместить «high tech» и «low tech», а именно: максимально использовать натуральные материалы.

Несущий деревянный каркас с утеплением из соломы.

Также в доме используется следующее:

  • аэродинамичная форма для снижения теплопотерь;
  • светопрозрачные солнечные батареи на окнах с тройным стеклопакетом, который заполнен аргоном;
  • солнечные батареи на крыше;
  • солнечные коллекторы и воздушный тепловой насос для обеспечения отоплением и горячей водой;
  • капиллярное отопление по принципу «теплый пол - холодный потолок»;
  • кровля из карбона;
  • озеленение на террасе;
  • сбор дождевой воды;
  • все электроприборы класса А++.
В итоге дом производит примерно 18 500 кВт/час, а сам потребляет примерно 4 000 кВт/час.

Конкурс «Walk This Way» в Чарльстоне, США

Проект призван реновировать пешеходный мост, ведущий через автостраду из жилого сектора к школе. По заданию необходимо максимально сохранить имеющиеся конструкции моста.
Проект выполнен совместно с Антониной Крюгер













Когда-то давно автострады не было, и было все хорошо, но потом город Чарльстон решил себя пересечь гигантской многополосной дорогой с сумасшедшими развязками, и пришлось делать мост. Это были темные времена сурового модернистского урбанизма в период расцвета автомобилизации и незнания того, что автострады убивают город.
Сейчас мост выглядит так.

В ходе историко-культурного анализа местности стало известно, что плетение из Sweetgrass (это такая гигантская трава) является традиционным для жителей Чарльстона. Это ремесло прибыло в город вместе с чернокожим населением много лет назад. А практически на месте существующей сейчас автострады располагался рынок плетеных изделий. При этом в городе до сих пор жива традиция плетения из травы.
Плетеное изделие. Картинка с сайта http://goo.gl/1XfPw7

Было решено развить тему плетения из Sweetgrass в концепции реновации: оставить железобетонную часть, а ужасные металлические ограждения заменить на плетеные из живых стеблей травы. Мост мог бы динамично менять внешний вид, и к реновации можно было бы приобщить местное сообщество ремесленников.
Цветущая трава. Картинка с сайта http://goo.gl/tJCRcG

По краям моста организованы контейнеры с почвой и семенами травы. Также смонтированы направляющие и временное ограждение. Полив травы происходит собранной с поверхности моста дождевой водой и конденсатом.






































Мост имеет несколько стадий развития:
1. Рост травы. На этой стадии направляющие играют роль ограждений.
2. Цветение. Sweetgrass цветет мелкими цветами, благодаря чему мост получает яркий окрас. Направляющие все еще являются ограждениями.
3. Плетение. Местные ремесленники превращают мост в кружевное произведение искусства.
4. Обновление. На этой стадии возможен демонтаж отдельных частей или всего ограждения с заменой на плетеные из свежей травы.

Климат Чарльстона позволяет расти траве почти круглый год.

Идентичность существующего моста формируют также и детские рисунки нанесенные на его поверхности. Эта тема получает развитие так: мост становится черным как школьная доска для мела, а на поверхности под плетенными конструкциями появляется разметка для уличных игр (по типу классиков).

























Помимо прочего мост был благоустроен двумя лифтами с компенсирующими солнечными батареями.

Также была проанализирована ситуация в масштабе района, и улучшено взаимодействие моста с прилегающим (но отделенным забором на данный момент) тротуаром.

Частично была реорганизована (с сохранением полос автодвижения) проезжая часть в пользу появления велодорожки и зеленой изгороди, отделяющей дорогу от тротуара.

И еще были разработаны система навигации и ее внешний вид.

















Вот такой вот интересный проект.

Первая премия в конкурсе "Архитектурный образ России 2014"

Совместный проект с Антониной Крюгер для номинации «Экологическая архитектура» называется «Ферммауэр».

















Место проектирования по адресу г. Санкт-Петербург, Средний пр. В. О., 69 представляет из себя ориентированный на юго-запад оштукатуренный брандмауэр жилого дома. Со стороны брандмауэра к дому примыкает большой пустырь, частично поросший травой. Также напротив расположен небольшой сквер с зонами отдыха. В пешеходной доступности имеются остановки общественного транспорта.
Картинка из Googl http://goo.gl/gff9aK


























Ниже выдержка из пояснительной записки к проекту.

Проблема. Насущной проблемой больших современных городов, в частности Санкт-
Петербурга, остаются высокие темпы урбанизации и расширения городских территорий. Наряду с этим, в центральных районах нередко можно наблюдать заброшенные здания или неиспользуемые деградирующие участки внутри городских кварталов. Нехватка озеленения, высокий уровень загрязнения воздуха и ограниченность земельных ресурсов в целом являются острыми проблемами.

Концепция проекта. Проект предлагает комплексную реновацию брандмауэра и превращение прилегающей территории в локальный общественный центр. Объекты проектирования - вертикальная гидропонная теплица, примыкающая к брандмауэру, и небольшой парк с общественными пространствами напротив. Главными методами являются инновационные разработки и технологии устойчивого проектирования. Предлагаемый проект должен стать моделью для множества других непривлекательных брандмауэров в городе.

Партисипаторное проектирование. Одним из ключевых компонентов концепции является участие местных жителей в процессе проектирования. Европейские и американские практики показали, что с помощью вовлечения жителей создаются наиболее устойчивые и действительно актуальные решения. На начальных этапах разработки проекта предлагается провести дискуссии и семинары с местными жителями. На основе полученных данных проект должен быть доработан в соответствии с пожеланиями горожан.

Технологическое описание вертикальной фермы. Вертикальная ферма представляет собой замкнутый цикл производства и позволяет выращивать свежие овощи, ягоды и зелень круглый год. Гидропонная теплица не требует почвы, растения выращиваются в специальной растворе, который постоянно циркулирует по системе трубопроводов. На первом этаже теплицы запроектирована установка по производству биогаза из отходов от производства растений. Энергия, полученная данным способом, используется для отопления теплицы в холодное время года и дополнительного освещения, а так же уличного освещения общественного пространства. Система защитного остекления и инфракрасного отопления позволяют избежать теплопотерь. С крыши жилого дома, к которому примыкает ферма, организован сбор дождевой воды, которая попадает в водоочистные сооружения и затем используется для приготовления гидропонного раствора. Это решение особенно важно в условиях повышенной влажности Санкт-Петербурга.


воскресенье, 21 сентября 2014 г.

Что можно увидеть в Копенгагене, Дания.

Если ехать в Копенгаген из Гамбурга на поезде, то можно наблюдать город Rendsburg, который лежит прямо под железнодорожным мостом. Это выглядит так.
Мне не известны никакие стереотипы про Данию, поэтому я сделал собственные наблюдения. Например, датчане почти не курят, на улицах и в кафе курящих людей почти не встретить. На улицах много хипстеров. У большинства людей хороший вкус относительно одежды. Преобладающее большинство - блондины и блондинки. Женщины, кстати, в основном носят длинные волосы. Также в Копенгагене много молодежи и детей. Еще приметил, что бесплатный кипяток нигде не найти. Трудно найти листовой чай. А еще, видимо, в связи со здоровым образом жизни, датчане, судя по всему, едят мало хлеба, в Копенгагене довольно мало булочных. Также в Копенгагене есть стены почти полностью покрытые растительностью.
Еще в Копенгагене очень любят туристов. Непосредственно рядом с вокзалом есть инфоцентр, где турист может бесплатно получить всю необходимую информацию (где жить, как поменять деньги, как себя вести, как развлекаться и пр.) и бумажную карту города. Также в Копенгагене есть места, музеи, выставки и экскурсии, которые турист может посетить бесплатно, например, смотровую площадку в башне Christiansborg Palace. Внутри можно обнаружить схемы и рабочие макеты этой башни времен ее строительства.
Чтобы подняться на смотровую площадку необходимо пройти через рамку и просканировать вещи (как в аэропорте). Проходя такой контроль, я узнал, что по датским законам нельзя с собой носить канцелярский нож (видимо, приравнивается к холодному оружию). Этот нож у меня изъяли, но на выходе вернули в фирменном конверте и предупредили: если меня на улице вдруг остановить полиция и найдет канцелярский нож, то оштрафует на многие тысячи датских крон. К счастью, этого не случилось.
Такая строгость объяснима тем, что в этой башне бывает сама датская королева, там даже есть королевский лифт, которым можно пользоваться и туристам.
С башни открывается вот такой вид.
Также в Копенгагене есть такая вот длинная скамья. Она очень эффектно выглядит.
Еще там есть старый порт, который называется "Новый порт". Это место в настоящее время - продолжительная пешеходная зона с кафе и корабликами.

Есть в Копенгагене также и Мельница. Она находится внутри крепости, с которой начинался город.
Большое удивление вызвал живущий здесь куро-голубь. На фотографии плохо понятно, но этот голубь, на самом деле, размером почти с курицу.
Есть и серые лебеди.
Жители Копенгагена очень любят бегать. Это сразу бросается в глаза. Здесь, куда бы я ни направил взор, в поле зрения всегда попадет какой-нибудь бегущий человек, а иногда и целый марафон.
Королевская семья живет в большом доме, возле которого несут караул ребята в смешных шапках. Каждый день происходит смена караула, и на это приходят смотреть многие люди.

Ну и конечно же, в Копенгагене на берегу на камне сидит с ногами и грустным (как мне показалось) видом Русалочка.
Помимо этого в Копенгагене есть магазин Tesla Motors.
Там можно увидеть движущую платформу этого автомобиля без прочих частей.
Также в городе можно зарядить свой электромобиль от столбиков с проводом, которые установлены прямо рядом с парковками.
Еще в Копенгагене очень много строят, буквально на каждом углу. Чтобы повысить лояльность населения, на некоторых стройках прибегают к хитростям: устанавливают подиум, с которого можно наблюдать ход строительства и там же сфотографироваться в образе рабочего.
А вот уже построенное здание библиотеки непроницаемо почти по всему периметру, лишь с набережной организован приветливый фасад с главным входом. Здание разорвано на два корпуса дорогой, из-за чего создается такая жуткая акустика, что даже один проезжающий автомобиль заглушает собой абсолютно все остальные звуки. Еще у библиотеки есть пристрой в два этажа, на который зачем-то можно подняться по лестнице. Однако этот путь никуда не ведет, там даже присесть негде, а спуститься можно лишь по той же самой лестнице.

Зато рядом со зданием библиотеки есть симпатичный покрытый поликарбонатом деревянный павильон. Там расположено кафе, конференц-зал и оранжерея.

На одной из улиц на водосточной трубе установлен скворечник, правда, я сомневаюсь, что там кто-нибудь живет.
Кстати, водосточные трубы в Копенгагене уходят напрямую в ливневую канализацию, благодаря чему дождевая вода не выливается на тротуар и не превращает его в реку.
Еще в Дании очень много велосипедистов, поэтому для них существуют очень хорошие велодорожки, которые отделены бордюром, перепадом высоты и цветом от проезжей части и тротуара (ниже всех автодорога, повыше велодорога, выше всех тротуар). Кое-где велодорога отделена от автодороги автопарковкой. Велодороги есть практически везде, даже в историческом центре. Пространство для них в основном выделено за счет сужения автодороги, благодаря этому тротуары остаются довольно широкими. На всех перекрестках есть велосветофоры, и часто организован безопасный левый поворот для велосипедов.
Но вот общественный велосипед здесь особо не развить. На глаза почти не попадались станции общественного велосипеда и люди, которые бы им пользовались. Мне показалось это странным в столь велосипедизированном городе.

А вот, например, велопарковка возле вокзала.
Еще в Копенгагене делают очень хорошие детские и спортивные площадки. И для этого не жалеют городской территории.

Есть весьма забавный игровой элемент.
Изнутри он подсвечивается встроенными в поверхность маленькими светодиодами.
Есть площадка, выполненная по проекту мастерской BIG.
Пролетающие куро-голуби видят ее так.
Там есть надпись "Москвич" на столбе и надпись "Красная площадь" на стене.

Есть также физкультурные комплексы под навесом. Очень удобно заниматься во время дождя, и деревянные элементы не скользят от влаги.
Спортивные снаряды сопровождаются инструкцией с комплексом упражнений.
Также в Копенгагене вкусно кормят. Правда, довольно дорого.
В кафе Копенгагена готовят с какой-то выдумкой, даже в обычной закусочной изготовят что-нибудь эдакое.
Однажды Копенгаген решил увеличиться и намыл гигантский участок территории прямо в море. Его в данный момент застраивают офисами, школами, торговыми центрами, но главным образом жильем. Все это очень напоминает спальный район, который выглядит так.






Тут вот, например, можно даже распознать здание "8" по проекту мастерской BIG.

Есть также "невиданной красоты" торговый комплекс. Вообще в Копенгагене запрещено строить крупные торговые сооружения на окраинах, но для этого места сделали исключение по причине взмолившихся девелоуперов, терпящих убытки.
Несмотря на старания Бьярке Ингельса (BIG), наличие общественных пространств и учреждений в целом этот район создает впечатление краха модернизма с гигантскими проспектами, пустырями, шквальными ветрами, отсутствием пешеходных переходов на расстоянии в несколько сотен метров и обилием жилья. Изначально мастерплан этой намывной территории разрабатывали в духе средневекового города с небольшими уютными улочками, но что-то пошло не так, и теперь застройка идет фрагментарно вдоль линии скоростных поездов (транзитно-ориентированноый девелоупмент).
Зато там есть вот такое общежитие.

И на газонах часто можно встретить грибы.
Есть еще вот такое жилое здание.
Имеются элементы дизайна общественных пространств.


Есть здание с острыми балконами и здание "Bjerget" по проекту студии BIG. Если присмотреться к ним, то можно увидеть такие вот виды.



Во дворах кроме газонов и велопарковок обычно ничего нет, иногда встречаются детские игровые площадки и скамеечки.





Зато есть огромный луг для прогулок, игр детей и прочего досуга. Там расположены прогулочные дорожки и детские игровые площадки, также вместо стационарных скамеек есть переносные красные стулья, и люди сами могут выбирать места для сидения (хочешь - на солнце, хочешь - в тени, хочешь - один, хочешь - группой).

А еще Копенгаген славится своим водным менеджментом. Там умело управляются с дождевой водой, чтобы не затопило, и чтобы можно было ее использовать, также умело очищают сточные воды, а вода в водопроводе не только пригодна для питья, но и очень высокого качества. Правда, из-за всего этого вода в водопроводе довольно дорогая, и все ее экономят. Обо всем этом свидетельствуют встречающиеся то там то тут канавки, каналы, пруды и торчащие из земли загнутые трубы (там под землей очистная станция).

Также в этом районе применили систему пневматического сбора бытовых отходов. Вот на этой фотографии можно заметить пневматический мусоропровод.
Либо жители выбрасывают пакеты с мусором вот в такой шлюз, установленный на улице.
Весь мусоропровод устроен в виде единой подземной системы с выпусками на поверхность, к которым подключается мусоровоз и высасывает из мусоропровода бытовой мусор. При этом мусоровоз издает громкий звук и не очень хорошо пахнет в радиусе примерно метров на 10.
Если покинут эти новостройки и отправиться на городской пляж, то можно заметить, что он очень хорошо организован. Там есть много светло-бежевого чистого песка, стильно оформленные бесплатные чистые общественные туалеты, места торговли, переодевания и хранения кайтов и лодок. Кстати, в Копенгагене хороший бесплатный общественный туалет - довольно распространенное явление.
Кстати, кайтеров там видимо-невидимо. А если присмотреться, то на горизонте можно разглядеть Швецию, ее видно прямо с городского пляжа Копенгагена.
И еще, благодаря своему водному менеджменту в центре Копенгагена вода настолько чистая, что в ней можно купаться, поэтому там устроены городские купальни с небольшой вышкой для прыжков в воду.
Также на реконструируемых территориях бывшего порта расположилась штаб-квартира ООН.
Помимо прочего в Копенгагене можно встретить "Русское 1912 кладбище".
И могилу Ганса Христиана Андерсона.
Еще складывается впечатление, что датчане любят детей. Их повсюду очень много, государство всячески поощряет семьи с детьми, строят стильные детские площадки, школы и детские сады. Вот, например, старое здание школы, соединенное переходом с новым корпусом.

Вот здание другой школы.
Вот здание детского сада с игровой площадкой на (внимание!) крыше этого здания.

А здание спортивного центра выглядит так.


Возле стен университета Копенгагена есть скульптуры странного содержания.
Также датчане в силу своей биопозитивности экономят энергию. Например, здесь не встретить подсветки зданий "для красоты". Вся подсветка исключительно утилитарная даже в историческом туристическом пешеходном центре города.

Помимо прочего датчане весьма морозоустойчивые. Они ходят в футболке и шортах при +15 градусах, сидят на ветру и не мерзнут. Однако во многих уличных кафе под навесами установлены инфракрасные лампы (видимо заботятся о не столь закаленных туристах).
Еще датчане дружелюбные и улыбчивые, но вот обряд оплаты товара на кассе в супермаркете происходит всегда молча, как со стороны кассира, так и покупателя (ни "здравствуйте", ни "до свидания"). А вот механик в велопрокате, завидев мой фотоаппарат, решил мне позировать и продемонстрировал свою бицулю, но я не успел среагировать, поэтому вот.
Еще в здании бывшей церкви есть странная выставка под названием "I'm not a church" вот с такими экспонатами.
Помимо этого, покидая Копенгаген, можно наблюдать на вокзале вот такие часы.