Современное понимание функционализма сильно отличается от того, которое было заложено в основу этого направления где-то в 1920-х. Раньше «функцией» считался довольно ограниченный круг задач, которые выполняет архитектура.
Вот, например, какая функция окна? Казалось бы, пропускать свет и не давать людям через него выпасть на улицу, поэтому оно должно быть в ширину больше чем в высоту, и подоконник в метре от пола. Ещё конечно важно, чтобы пожарник мог в окно пролезть, если вдруг пожар, поэтому оно должно быть соответствующего размера. Естественно окно должно препятствовать потере тепла в здании, поэтому оно не должно быть слишком большим, и нужен термоизоляционный стеклопакет. Ну и так далее...
Но к этому списку добавились новые функции, которые раньше относились к «вкусовщине» и «красиво-некрасиво». Оказывается вертикальное окно с низким подоконником и цветами обосновано функцией:
- механизму человеческого зрения вертикальные членения на фасаде соответствуют лучше;
- человек в здании в положении сидя должен иметь визуальный контакт с внешней средой;
- горшок с растениями, висящий за окном, улучшает психическое состояние людей как внутри, так и снаружи здания (опять же из-за механизма зрения);
- и так далее...
Или, например, озеленение фасада относилось абсолютно к категории «красиво-некрасиво» (всякие там плющи и прочее).
Теперь же у растений на внешних стенах здания есть функции:
- они визуально приближают городскую среду к природной, что важно для здоровья психики человека;
- обеспечивают кормовую базу и среду обитания насекомым, места гнездования птиц, то есть поддерживают биоразнообразие в городской среде (которое имеет чрезвычайно глубокие связи с существованием человечества на земле);
- удерживают дождевую воду, разгружая ливневую канализацию;
- охлаждают городской воздух;
- гасят звуковые волны, снижая уровень шума;
- и так далее...
Ещё вот раньше было принято проектировать здания с преобладанием в плане прямых углов , потому что так дешевле строить. Это отвечало функции экономии бюджета. И располагались здания либо параллельно, либо перпендикулярно друг другу. А вот всякие углы отличные от прямого и криволинейные поверхности проектировались в основном «для красоты».
Но теперь есть новая функция – снижение уровня шума в городской среде (она и в проектировании интерьеров есть). Выяснилось, что непараллельные и неперпендикулярные поверхности рассеивают звуковые волны и препятствуют эффекту резонанса, снижая тем самым шум на улице (или в помещении).
Красота становится функцией.
Вот, например, какая функция окна? Казалось бы, пропускать свет и не давать людям через него выпасть на улицу, поэтому оно должно быть в ширину больше чем в высоту, и подоконник в метре от пола. Ещё конечно важно, чтобы пожарник мог в окно пролезть, если вдруг пожар, поэтому оно должно быть соответствующего размера. Естественно окно должно препятствовать потере тепла в здании, поэтому оно не должно быть слишком большим, и нужен термоизоляционный стеклопакет. Ну и так далее...
Но к этому списку добавились новые функции, которые раньше относились к «вкусовщине» и «красиво-некрасиво». Оказывается вертикальное окно с низким подоконником и цветами обосновано функцией:
- механизму человеческого зрения вертикальные членения на фасаде соответствуют лучше;
- человек в здании в положении сидя должен иметь визуальный контакт с внешней средой;
- горшок с растениями, висящий за окном, улучшает психическое состояние людей как внутри, так и снаружи здания (опять же из-за механизма зрения);
- и так далее...
Или, например, озеленение фасада относилось абсолютно к категории «красиво-некрасиво» (всякие там плющи и прочее).
Теперь же у растений на внешних стенах здания есть функции:
- они визуально приближают городскую среду к природной, что важно для здоровья психики человека;
- обеспечивают кормовую базу и среду обитания насекомым, места гнездования птиц, то есть поддерживают биоразнообразие в городской среде (которое имеет чрезвычайно глубокие связи с существованием человечества на земле);
- удерживают дождевую воду, разгружая ливневую канализацию;
- охлаждают городской воздух;
- гасят звуковые волны, снижая уровень шума;
- и так далее...
Ещё вот раньше было принято проектировать здания с преобладанием в плане прямых углов , потому что так дешевле строить. Это отвечало функции экономии бюджета. И располагались здания либо параллельно, либо перпендикулярно друг другу. А вот всякие углы отличные от прямого и криволинейные поверхности проектировались в основном «для красоты».
Но теперь есть новая функция – снижение уровня шума в городской среде (она и в проектировании интерьеров есть). Выяснилось, что непараллельные и неперпендикулярные поверхности рассеивают звуковые волны и препятствуют эффекту резонанса, снижая тем самым шум на улице (или в помещении).
Красота становится функцией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий