четверг, 11 октября 2018 г.

Гамбург и парковки в архитектуре


Ещё одна штука, почему мне нравится проектировать в Гамбурге – здесь не нужно в обязательном порядке предусматривать автомобильные парковки для жилых зданий. Это очень удобно и логично! Ведь рынок недвижимости прекрасно и сам регулирует вопрос парковок. Если застройщик посчитает, что квартиры лучше продадутся с парковками, то он их сделает столько, сколько нужно.
Такой подход выгоден всем:
- городу – одним регламентом меньше, выполнение которого нужно отслеживать. Разгружается работа строительного ведомства.
- застройщику – одним барьером меньше на пути к увеличению продаваемой жилой площади.
- жителям – вместо парковок можно иметь хорошо благоустроенный двор, террасы для квартир на первом этаже. Отсутствие парковок стимулирует развитие велосипедной инфраструктуры и общественного транспорта.
- животным обитающим в городской среде – вместо автостоянки они получают ещё немного зеленого пространства для жизни.
Казалось бы логично, но в некоторых регионах всё же есть обязательный регламент по количеству автопарковок для жилых зданий.
А на картинке запечатлён фестиваль парклетов в Гамбурге.
Парклет – это, когда парковочные места вдоль улицы преобразуют временно в небольшое общественное пространство: клумбу, кафе, игровую или спортплощадку и тд.
А в Сан-Франциско активисты стали превращать парковки в коворкинги.
Цель акции – привлечь внимание к тому, что поставить автомобиль на городской земле стоит в разы дешевле аренды рабочего места.

вторник, 9 октября 2018 г.

Функционализм в архитектуре

Современное понимание функционализма сильно отличается от того, которое было заложено в основу этого направления где-то в 1920-х. Раньше «функцией» считался довольно ограниченный круг задач, которые выполняет архитектура.


Вот, например, какая функция окна? Казалось бы, пропускать свет и не давать людям через него выпасть на улицу, поэтому оно должно быть в ширину больше чем в высоту, и подоконник в метре от пола. Ещё конечно важно, чтобы пожарник мог в окно пролезть, если вдруг пожар, поэтому оно должно быть соответствующего размера. Естественно окно должно препятствовать потере тепла в здании, поэтому оно не должно быть слишком большим, и нужен термоизоляционный стеклопакет. Ну и так далее...

Но к этому списку добавились новые функции, которые раньше относились к «вкусовщине» и «красиво-некрасиво». Оказывается вертикальное окно с низким подоконником и цветами обосновано функцией:
- механизму человеческого зрения вертикальные членения на фасаде соответствуют лучше;
- человек в здании в положении сидя должен иметь визуальный контакт с внешней средой;
- горшок с растениями, висящий за окном, улучшает психическое состояние людей как внутри, так и снаружи здания (опять же из-за механизма зрения);
- и так далее...

Или, например, озеленение фасада относилось абсолютно к категории «красиво-некрасиво» (всякие там плющи и прочее).

Теперь же у растений на внешних стенах здания есть функции:
- они визуально приближают городскую среду к природной, что важно для здоровья психики человека;
- обеспечивают кормовую базу и среду обитания насекомым, места гнездования птиц, то есть поддерживают биоразнообразие в городской среде (которое имеет чрезвычайно глубокие связи с существованием человечества на земле);
- удерживают дождевую воду, разгружая ливневую канализацию;
- охлаждают городской воздух;
- гасят звуковые волны, снижая уровень шума;
- и так далее...

Ещё вот раньше было принято проектировать здания с преобладанием в плане прямых углов , потому что так дешевле строить. Это отвечало функции экономии бюджета. И располагались здания либо параллельно, либо перпендикулярно друг другу. А вот всякие углы отличные от прямого и криволинейные поверхности проектировались в основном «для красоты».

Но теперь есть новая функция – снижение уровня шума в городской среде (она и в проектировании интерьеров есть). Выяснилось, что непараллельные и неперпендикулярные поверхности рассеивают звуковые волны и препятствуют эффекту резонанса, снижая тем самым шум на улице (или в помещении).

Красота становится функцией.

воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Хипстер в пивном саду Мюнхена

Удивительно, но фестиваль пива Oktoberfest проходит в сентябре и к началу октября уже заканчивается. Столица этого дела - Мюнхен. В Мюнхене много пива и есть пивные сады (Biergarten) – это такое место, где на открытом воздухе пьют пиво с хорошей но простой закуской.

А вот хипстер в пивном саду


четверг, 27 сентября 2018 г.

Широкий и узкий путь в архитектуре



Каждая профессиональная деятельность со временем становится сложнее, и делится на составные части. Специалисту в таком случае необходимо либо обладать всё большим количеством компетенций, либо становиться всё более узкоспециализированным.

Усложнение деятельности – это увеличение этапов работы, на которых нужно делать выбор. Чтобы его сделать, нужно обладать знанием. Если знания нет, то нужно время на изучение вопроса.

Оптимизировать процесс можно двусторонне:
1. Принимать решение без знаний о решаемом вопросе.
2. Получать оперативный доступ к необходимым знаниям.

По такому принципу работают все учебники, руководства, инструкции и тому подобное.

Например, в противопожарных нормах написано, что здание с высотной отметкой пола последнего этажа в 22 метра от земли должно иметь незадымляемую пожарную лестницу. И мы смотрим высоту нашего здания и, если оно выше, чем надо, ставим в него необходимую лестницу. При этом мы не знаем, почему именно важны 22 метра = принимаем решение без знаний о решаемом вопросе.



Но если мы смотрим не в нормы а в Raumpilot, где есть такая вот иллюстрация, то сразу понимаем, что на высоту более 22 метров попросту не выдвигается стремянка пожарной машины = получаем оперативный доступ к необходимым знаниям.

Здесь «нормы» – путь узкого специалиста, а «Raumpilot» – путь широкого специалиста. И тот, и другой являются важными и имеют место, но общим концептуальным и стратегическим видением обладает, скорее, широкий специалист.

Это утрированный пример (хороший проектировщик конечно же знает, почему 22 метра), но он показывает необходимость наглядного предоставления информации. Об этом говорит и поразительное количество различных «комментариев», «приложений», «разъяснений» и «методичек» к официальным нормативным документам.

Я предлагаю новую форму нормативной литературы, основанную на принципе «чек-лист» (можно попунктно проверить соответствие проекта нормативам) и делении информации на блоки (компактные единицы знания). Блоки информации связаны между собой ссылками так, что всегда можно узнать с чем именно связан тот или иной норматив.

В первую очередь я сосредоточился на том, в сфере чего проектирование архитектурной среды пока ещё к сожалению хромает. На картинке сверху пример попунктного анализа проекта реновации промышленной территории.

Google Maps в архитектуре

Starchitects и российские архитекторы любят демонстрировать в презентациях проектов «виды с высоты птичьего полёта», их ещё называют «птички». А современные проектные архитектурные видеоролики выглядят так, будто кто-то на дроне вокруг здания летает. Это всё помогает увести внимание от мелочей и акцентировать его на общей форме, презентовать проекты более эффектно и продавать их. Но архитекторы «здорового человека» знают, что в реальности люди будут воспринимать здание со своего роста и со своей скорости пешехода.

Ну вроде бы так считается.

Хотя восприятие архитектуры через карты Google уже настолько плотно в нашей реальности, что в проектировании, похоже, следует действительно учитывать то, как здание выглядит с высоты. Вот дом LEGO, например, может послужить хорошим ориентиром для навигации по картам Google.

Жаль, что на картах его пока нет в 3Д.