воскресенье, 24 мая 2020 г.

Вы мне Dropbox — я вам книгу

В октябре 2020-го выйдет моя книга о набросках в кафе. Там я пишу о том, зачем собственно делать наброски и почему именно в кафе, о том как я это организовал в своей жизни. И естественно там будут хорошие иллюстрации и практические советы по технике набросков.
Если вы или ваш знакомый установили Dropbox по моей ссылке: https://db.tt/9sgq96QI, то пишите мне об этом в VK или Facebook. В октябре все воспользовавшиеся ссылкой получат мою книгу в формате PDF.
Вы мне Dropbox — я вам книгу, Bild Nr.1
В условиях домашнего офиса приходится активнее пользоваться облаками. Покупать аккаунт не хочу, так как Dropbox — временное решение.
Если вы ещё не пользуетесь дропбоксом, то установите себе его по этой ссылке: https://db.tt/9sgq96QI, и я получу 500 Мб к своему хранилищу.
В Dropbox есть ограничение на приглашения, в моём случае это 18 человек. Как только число установивших достигнет 18, я сразу же напишу об этом в своём телеграм-канале. Поэтому книгу получат соответственно 18 человек.
Все установившие будут видны мне в моём Dropbox-аккаунте.

Узнайте, что важнее для фасада, структура или хаос

#физиология_и_архитектура, #фасад_городского_здания
В своей методике я рассматриваю регулярную сетку одинаковых элементов на фасаде здания как фактор понижающий «информационность» уличного фронта. Нарушение регулярности даёт большее «количество информации» на фасаде.
Значит ли это, что максимально хаотичный фасад — хороший фасад? Нет, потому что когнитивные возможности человека ограничены. Так же как мы видим мало смысла в белом шуме телевизора в отсутствии сигнала, так и в визуально хаотичном уличном фронте мало пользы. Поэтому так актуальны городские дизайн-коды, которые регулируют беспорядочные вывески и рекламу на зданиях, приводя их к визуальному единообразию.
Найти тот оптимальный уровень «рандомных элементов» (нерегулярности) на уличном фронте поможет наблюдение за естественной средой обитания человека. Возьмём, к примеру, дерево. Оно не укладывается ни в какую регулярную сетку, при этом его структура не хаотична: есть иерархия (ствол, ветки, листья). И так обстоит дело с большинством растений, которые видели предки человека и он сам в ходе своей эволюции. Поэтому фасаду необходим структурный элемент и иерархия элементов фасада. В общем-то идея стара как мир архитектуры, но баланс между скучным структурированным и чрезмерно хаотичным фасадом до сих пор точно не описан.
Структуру и иерархию фасада диктует функция. Например, вот офисное здание со свободной планировкой требует на наружной стене строгий ритм окон с конкретным шагом. Иначе стандартизированные модули офисной планировки сложно вписать, а эффективность использования внутреннего пространства здания упадёт.
Также накладывают свои ограничения конструктивная схема и инженерия здания, материал отделки фасада, бюджет и прочее.
Помимо всего этого у здания есть функция: соответствовать когнитивным способностям человека. Это значит, что фасаду нельзя состоять из одинаковых бесконечно повторяющихся элементов.
Как быть архитектору?
Вот пример того, как строгую сетку фасада можно преобразовать в менее регулярную, при этом сохранив иерархию в композиции.

             
Сетка

             
Укрупняем сетку

             
Акцентируем вход с угла

             
Усложняем сетку

             
Добавляем усиление в местах несущих конструкций

             
Фасад, который бы не понравился Людвигу Мис ван дер Роэ

среда, 13 мая 2020 г.

Почему нам нравится контраст

Потому, что глаз устроен так, чтобы выуживать из окружающего пространства контуры. Поэтому для восприятия контрастного изображения мозг тратит меньше ресурсов. А тратить меньше ресурсов мозгу очень нравится. Поэтому нам нравятся солнечные дни с контрастными светом и тенями, а особенно закат.

             
Fügen Sie eine Beschreibung hinzu
Как это выражается в работе нервной системы?
В физиологии есть понятие "латеральное торможение" -- способность нейрона подавлять собственную активность и активность соседних нейронов. Это нужно, чтобы отделить передаваемый нейроном сигнал от электрического шума в нервной системе.
Этот шум возникает из-за того, что, например, в головном мозге ≈100 миллиардов нейронов, которые то и дело постоянно возбуждаются. Похоже, что медитация -- тренировка латерального торможения, если так можно выразиться.
Учёные Хьюбел и Визел из Гарварда выяснили, что если активировать нейроны сетчатки глаза каждый по отдельности, то мозг особо не реагирует на эти сигналы, не начинает их обрабатывать. Срабатывает латеральное торможение. Но если активировать группу нейронов сетчатки, выстроенных в линию, то такой групповой сигнал зрительная кора мозга в тыльной части головы начинает обрабатывать. 
Эти учёные выяснили, что группа нейронов в сетчатке, передающая информацию о горизонтальной линии, активирует конкретный нейрон в зрительной коре, отвечающий за прямые горизонтальные линии. И аналогично происходит с нейронами, отвечающими за вертикальную линию, линию под 45° и так далее. 
Так в мозгу формируется категория "прямая горизонтальная линия". Это низший уровень категориального мышления (о категориальном мышлении писал здесь).
Затем простейшие категории формируются в более сложные, например "треугольник". Сумма же этих категорий переходит в ещё более сложные, и через несколько таких итераций в голове появляется категория "творчество Джексона Поллока".
Вот поэтому чётко читающиеся линии в окружающей среде нам так важны. А появляются они на границе контрастных пятен света и тени в солнечный день.
А если контраста недостаточно, то из-за латерального торможения мозгу приходится буквально-таки выуживать информацию для формирования категорий.
В этой связи стоить посмотреть лекцию номер 11 из курса «Биология поведения человека».
Я это всё к тому, что архитектурная среда должна создавать возможность для игры света и тени, быть контрастной.

             
Fügen Sie eine Beschreibung hinzu

воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Парки и рваные джинсы в городской среде

Вопрос ухоженности природной составляющей городской среды (парков, скверов и т.п.) — это аспект моды. Так же как когда-то в Европе парки с нестриженой травой выше 5 сантиметров и не с квадратными деревьями считались неухоженными, так и одежда с дырками считалась дурным тоном, так и нелакированное дерево в интерьере было неуместно.
Но «дикие уголки» необходимы для поддержания биоразнообразия в городской среде.
Современная мода на всякую «крафтовость», потёртость и естественность постепенно проникает везде, в том числе и в культуру оформления парков. И если полноценно ввести в моду естественный облик природы, то заросший газон или заболоченный пруд не будут казаться неухоженными, и никому (за редким исключением) не захочется кидать в них мусор. И там, где сейчас стригут газон, скоро будут воссоздавать природную среду.
Вот, например, карманный парк в старом Париже
Парки и рваные джинсы в городской среде, Bild Nr.1
А так выглядит современный парижский карманный парк
Парки и рваные джинсы в городской среде, Bild Nr.2
Вот парк перед Лувром
Парки и рваные джинсы в городской среде, Bild Nr.3
А это парк в новом районе Парижа
Парки и рваные джинсы в городской среде, Bild Nr.4
Парки и рваные джинсы в городской среде, Bild Nr.5
Парки и рваные джинсы в городской среде, Bild Nr.6

Визуальный анализ результатов инвестиций

Вот пример небольшого многоквартирного дома для аренды. Его спроектировало и разработало инвестиционную стратегию наше бюро MMST Architekten.


Это самый красивый дом в своём районе. Люди заглядываются на него, проходя мимо.
Красивый дом легче сдать в аренду. Но что делает его красивым?
Я проанализировал фасад по своей методике, которая основана на знаниях о микродвижениях глаз (саккадах) и теории информации.
Для анализа важны следующие факторы:
— количество элементов фасада (технических, конструктивных и декоративных элементов таких, как окна, балконы, вентиляционные решётки, карнизы, эркеры и так далее). Я обнаружил 80 таких элементов в данном примере;
— площадь, которую занимает элемент фасада в поле зрения (грубо говоря, размер объекта);
— структурированность элементов фасада (их расположение относительно друг друга, формируют ли они регулярную сеть на фасаде).
Результат анализа — число (IFgF). Чем это число больше, тем фасад более «информативный», а значит и более красивый для человека. Если число попадает в диапазон от 60 до 120, то скорее всего фасад приятен человеческому глазу.
Приведённый фасад по проекту нашего бюро набрал 93,4 пункта в результате моего анализа.
Для сравнения вот другие примеры из Гамбурга:


воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Схемы в архитектуре

Увидел этого парня и подумал, что было бы хорошо студентам презентовать свой идеи словами а не рендерами. Ведь в реальных пояснительных записках к проектам действительно нужно описывать архитектурные решения словами.
https://www.behance.net/gallery/66634475/Universum-Master-research
https://www.behance.net/gallery/66634475/Universum-Master-research
Порой по таким текстам видно, как глубоко архитектор продумал форму, почему она именно такая. Или наоборот становится понятно, что формообразование в проекте является самоцелью и никакой концептуальной мысли там нет.
Ту же функцию в архитектурной презентации выполняют и схемы, но требуют со стороны зрителя меньше усилий мозга, чтобы сходу понять суть концепции.
MMST Architekten, конкурсный проект детского сада
MMST Architekten, конкурсный проект детского сада
Однако, чтобы лучше осознать и усвоить информацию, человек должен преодолеть некий барьер (совершить усилие) при её получении.
Популяризатор науки Дерек Мюллер в своей лекции на TED рассказывает, как он создал обучающие ролики с разной степенью «разжёванности» учебного материала. После просмотра менее «разжёванного» ролика студенты написали тест лучше чем после видео, где знания были представлены в максимально простой форме.
С другой стороны чрезмерные усилия при получении информации убивают интерес и не способствуют её усвоению. Это связано с особенностью мозга постоянно экономить энергию. Ведь формирования у человека нейронных связей в мозгу — хлопотный процесс, о чём можно послушать в лекциях Роберта Сапольски «Биология поведения человека» (10-я и 11-я лекции).
Так вот, похоже, схемы — оптимальный вариант описания архитектурной концепции, где рендер — слишком просто, а текст — слишком сложно.
Но всё же увидеть нелепость некоторых своих идей автор может, только выразив их словами, как, например, в том же тексте на картинке сверху: «...выступает силуэт гостиницы. Окна у неё со сбитым ритмом, модный приём, как положено...». Но если написать: «...Окна у неё со сбитым ритмом и чередующейся формой, что соответствует микромоторике человеческих глаз и тем самым поддерживает здоровье горожан», то тут уже видна некая концептуальная идея.

воскресенье, 2 февраля 2020 г.

Как иностранцу инвестировать в строительство в Германии?



Вот, к примеру, есть деньги, выбран участок, прикинута финансовая стратегия и подготовлен эскизный архитектурный проект. Что дальше?
Теперь нужно открыть в немецком банке счёт и перевести средства. Затем нужно создать Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH)— аналог российского общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Условия открытия GmbH и налогообложения такие же как и для граждан Германии.
Для иностранцев могут быть отличия в условиях получения кредита на строительство, а именно величина собственного начального капитала. Всё зависит от того, как банк оценит риски возврата инвестиций. Иностранные инвесторы считаются банком более рискованными.
Например, немецкой фирме банк может назначить размер собственного капитала в 5% - 10% от заёмной суммы при наличии убедительной финансовой стратегии и качественного архитектурного проекта. А иногда это может быть и даже 0%, если фирма обладает хорошей репутацией.
Для иностранного же инвестора сумма личного капитала может доходить до 50%. Поэтому неплохо бы обращаться в банк в партнёрстве с надёжной немецкой фирмой.