Есть проблема: нормы устанавливают люди власти. Сколь бы убедительными не были бы доказательства, нормы будут представлять некий властный консенсус. Возникает вопрос, в документах каких уровней, с каким механизмом легитимизации такие нормы могут рождаться?
Ответ
Я вижу создание таких норм максимально обособленным от властных структур. Это будет облако данных, с которым работают исключительно учёные и юристы, и они формулируют нормативную базу. В идеале это сообщество учёных не зависит от политической воли и существует на гранты государства, но государство не вмешивается в его работу. Ведь все данные и результаты научной работы открыты и доступны для проверки. Все связи и выводы можно легко отследить.
А легитимизация осуществляется по способу, который я описывал в другой заметке.
В мире уже так развиты технологии, что демократию можно реализовать в почти чистом виде без всяких там депутатов. Каждый человек может завести какой-нибудь интернет-кабинет, где публикуются все насущные для общества вопросы, требующие решения. И, можно, по любому вопросу проводить референдум.
Хотя где взять гражданину столько времени, чтобы сформировать своё видение такого огромного количества проблем?
Тут можно посмотреть на существующую систему налоговых сборов и налоговых вычетов. В Германии, чтобы правильно подать декларацию о доходах и вернуть часть налогов, граждане прибегают к помощи налоговых консультантов. Потому что самому бывает довольно трудозатратно разбираться в тонкостях всех документов. И есть всякие механизированные интернетные сервисы, которые подсказывают, что в них вводить, а потом оформляют за вас документы и отправляют в налоговую.
Даже для политических выборов уже есть интернетные автоматизированные консультанты. Туда вводишь свои политические предпочтения, а оно тебе говорит, за кого голосовать.
Так можно делегировать участие в общественных референдумах персональному депутату (живому или электронному) и поменять его, если не нравится, как работает. И можно настроить его так, чтобы за незначительные (по вашему мнению) вопросы отвечал депутат, а за важные вопросы отвечали только вы.
Очень субъективно. И почему такой гон на градостроителей? Разве нет архитекторов, которые проектируют одинаковые дома в современной типовой застройке? Что есть мера гипертрофированых отличий между домами? Это можно очень расплывчато трактовать. И про окна это чистой воды личные предпочтения. Кому-то не нравятся горизонтальные, кому-то большие, а кому-то маленькие.
Ответ
про «гон на градостроителей»
В Гамбурге архитектор должен согласовать свой проект с городским планировщиком, который сидит в ведомстве.
Уже бывало несколько раз, что в ведомстве очень жестко настаивают на подчинении нового здания типологии застройки, уже существующей на соседних участках.
В Гамбурге обычно для городских территорий существуют планы развития, от которых почти нельзя отступать. Бывают исключения, если план развития очень старый (например, 1954-го года).
А если плана развития и вовсе нет на данную территорию, то есть закон, обязывающий в таком случае подчиняться существующей застройке соседних участков. И тут ведомственные градостроители порой могут перегнуть палку (палка по-немецки «Штаб») и требовать, чтобы новое здание выглядело, как из шестидесятых.
про «архитекторов, которые проектируют одинаковые дома в современной типовой застройке?»
Да, есть.
про «мера гипертрофированных отличий между домами?»
Тут ответ связан с тем, что человек — это существо биологическое и информационное. С прекращением обмена веществ и обмена информацией человек умирает.
Информация – по своей сути энтропия, то есть некий хаос (беспорядок). Можно сказать, что чем больше хаоса нас окружает, тем больше информации мы воспринимаем.
Об этом очень хорошо пишет Джеймс Глик в книге «Информация. История. Теория. Поток».
Зрение эволюционно появилось у человека для получения информации об окружающем мире. И оно так под это заточено, что при недостатке информации в окружающей среде механизм зрения даёт сбои и вызывать стресс в человеческом организме.
В механизме зрения в основном задействованы глаза и мозг. Мозг поэтому даже и находится в голове (а не в какой-то другой части тела), чтобы было ближе обрабатывать информацию от глаз.
Итак, человеку необходим оптимальный уровень энтропии в окружающей визуальной среде. Если информации слишком мало или слишком много, человек испытывает стресс.
Что касается глаз, то они каждую пару секунд рефлекторно совершают комплекс микродвижений (саккад) для фиксации какого-либо нового объекта в окружающей среде.
Когда мы смотрим на однообразный (гомогенный) фасад с кучей одинаковых элементом, например, окон (а то и вообще без них), глаза после каждого цикла саккад фиксируют, как им кажется, одно и то же окно. Они увеличивают амплитуду микродвижений, чтобы, как они надеются, всё-таки найти что-нибудь отличное от этого треклятого окна.
Это выглядит примерно так:
В естественной среде это выглядит так:
Этот механизм зрения на столько древний и на столько вмонтирован в организм, что есть даже у слепых от рождения людей.
Об этом много пишет Василий Филин в своих работах о «видеоэкологии».
Так вот, гомогенные поверхности, увеличивая амплитуду саккад, вызывают в организме микростресс, чем возбуждают нервную систему. Это как светомузыка: с одной стороны она нам нравится, а с другой – сложно находиться постоянно в её присутствии.
По такому же принципу нас «цепляют» минималистичные белоснежные интерьеры. Для нашего зрения это как аттракцион, первое яркое впечатление. Но, пожалуй, мало кто захочет находиться постоянно в режиме «американских горок».
О глубинной взаимосвязи движения глаз с психическим здоровьемпишет Фрэнсин Шапиро в своей научной работе «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз».
Поэтому в архитектурной среде нужно поддерживать естественный для человека уровень энтропии. Да, её сложно посчитать. Наверно, столь же сложно, как и фрактальную размерность.
Исследование William Browning, Catherine Ryan и Joseph Clancy показывает, что люди считают эстетичными изображения с фрактальной размерностью от 1,3 до 1,5. Эти значения присущи изображениям природных объектов (в частности пейзажам).
Учёные исследовали и абстрактную живопись. Выяснилось, что фрактальная размерность картин Джексона Поллока лежит в этом же диапазоне.
Также выявлено улучшение внимания и устойчивости к стрессу у людей, созерцавших изображения с природной фрактальной размерностью.
Взяв во внимание всё вышесказанное, я разработал свою методику анализа фасада на предмет «информативности».
Известно следующее:
— поле человеческого зрения равно примерно 60°,
— из них область четкого зрения составляет 2°— 3°,
— минимальная амплитуда саккад примерно 2′.
Отсюда следует, что единица детализации фасада (элемента фасада) должна занимать примерно от 0,17 до 5 процентов общего поля зрения.
Разберём на примере восприятия здания с противоположной стороны улицы. Это 4-й тип масштаба восприятия в моей классификации. И именно с ним обычно работает архитектор, и именно он требуется для согласования в строительном ведомстве.
Вот 5 фасадов разного времени и разных архитектурных «стилей»
Для моего анализа важны следующие факторы:
— количество элементов фасада (технических, конструктивных и декоративных элементов таких, как окна, балконы, вентеляционные решётки, карнизы, эркеры и так далее);
— площадь, которую занимает элемент фасада в поле зрения;
— структурированность элементов фасада.
Результат анализа — число. Чем это число выше, тем фасад более «информативный».
Сейчас, возможно, немного запутано, но ниже всё станет ясно.
В расчете участвуют следующие значения:
m — коэффициент числа визуально воспринимаемых однотипных элементов фасада:
где:
Menge — количество однотипных элементов фасада.
r — показатель структурированности однотипных элементов:
где:
K — число узлов сетки, на которой сидят однотипные элементы;
Mk — число однотипных элементов, которые сидят на узлах сетки. Размер сетки должен быть больше 5% поля зрения. Mk всегда ≥ 3.
IFFe — коэффициент информативности семейства однотипных элементов:
IFFe = m*f + r
где:
f — коэффициент размера элемента фасада. Если элемент меньше 5% поля зрения, то f = 1. А если элемент больше 5%, то f = 0,1.
IFgF — коэффициент информативности всего фасада:
IFgF = gIFFe*b*t
где:
gIFFe — сумма всех IFFe;
b — коэффициент размера фасада. Он равен отношению поля зрения к размеру фасада в нем;
t — коэффициент материала фасада. Для гомогенного материала t = 0,99, а для материала с явно выраженной текстурой t = 1.
Теперь на каждом из пяти фасадов выявим зрительно распознаваемые элементы. Каждое семейство однотипных элементов обозначим своим цветом и типом линии
Затем вычислим IFgF для каждого фасада
Также я провёл опрос, в котором участвовало 76 человек. Я попросил оценить эти пять фасадов по шкале от -2 до +2, где:
- 2 — «нравится мне меньше»;
+ 2 — «нравится мне больше».
Результаты такие:
Между результатами моего анализа и результатами опроса прослеживается явная корреляция.
Причём я заметил, что фасады с номером 2 и 4 сдвинулись в плюсовом направлении, когда к опросу подключились респонденты-архитекторы.
Подытожу вышесказанное:
1. Влияние «информационной насыщенности» городской среды на физиологию человека — установленный факт.
2. Анализировать архитектуру в этом аспекте можно и нужно, но сложно. Просто нужно не отмахиваться от этой проблемы, а искать пути решения.
3. Для начала можно применять мою систему анализа как для отдельных зданий, так и для целого уличного фронта. Если ваш фасад имеет IFgF от 60 до 120, то скорее всего он благоприятен для человека.
про «окна это чистой воды личные предпочтения»
Сначала определим, какая у окна функция?
Казалось бы, пропускать свет и не давать людям через него выпасть на улицу, поэтому оно должно быть в ширину больше чем в высоту, и подоконник в метре от пола. Ещё конечно важно, чтобы пожарник мог в окно пролезть, если вдруг пожар, поэтому оно должно быть соответствующего размера. Естественно окно должно препятствовать потере тепла в здании, поэтому оно не должно быть слишком большим, и нужен термоизоляционный стеклопакет. Ну и так далее...
Но к этому списку добавились новые функции, которые раньше относились к «вкусовщине» и «красиво-некрасиво». Оказываетсявертикальное окно с низким подоконником обосновано функцией.
Колбочки и палочки в сетчатке наших глаз в силу своего преимущественно горизонтального расположения лучше воспринимают объекты, которые перпендикулярны направлению движения. Таким образом механизму человеческого зрения вертикальные членения на фасаде соответствуют лучше. В первую очередь речь идёт о фасаде на уровне глаз уличного пешехода.
К тому же вертикальные окна (и другие вертикальные элементы) задают необходимый ритм уличного фронта для идущего пешехода. В перспективе мы видим больше элементов фасада в сравнении с горизонтальным членением. Следовательно «информативность» улицы возрастает, пропадает ощущение скуки, движение кажется более динамичным, а улица не слишком длинной.
Об этом пишет Ян Гейл в своей книге «Города для людей».
Ещё очень важен визуальный контакт с внешней средой для сидящего в здании человека. Особенно он важен для инвалида на кресле-коляске, поэтому подоконник окна нужно опускать. Вот мы и получаем вертикальное окно.