Когда я разрабатывал свою методику компьютерного расчета инсоляции, в какой-то степени вдохновлялся кандидатской Павла Степанова о расчете замкнутости в архитектурной среде. Суть его метода в том, что человек движется в пространстве, и каждый момент времени на поверхность его поля зрения проецируются объекты, которые видит человек. Соотношение площади проекции к площади поля зрения и есть параметр замкнутости.
Степанов разработал метод, математическую модель и компьютерную программу для вычисления коэффициента замкнутости городского поселения.
Упрощенно его метод выглядит так: человек движется в пространстве, и каждый момент времени на поверхность поля зрения проецируются объекты, которые видит человек. Соотношение площади проекции к площади поля зрения и есть параметр замкнутости.
Вот, например, иллюстрация, как влияет одно здание на коэффициент замкнутости.
Параметр замкнутости довольно неоднозначный: кто-то считает «колодцами» дворы исторических кварталов, а кому-то дворы микрорайонной застройки кажутся «пустырями». В этой связи было бы очень уместно провести исследование влияния замкнутости городской застройки на физиологию человека. Возможно есть различия в восприятии одной и той же среды представителями разных этнических групп (например, жителей степей и горных народов). Но как пишет Ян Гейл, ощущение безопасности обеспечивает конфигурация пространства типа «укрытие - обзор». И это свойственно всем людям, так сложилось в ходе эволюции. Человеку всегда комфортнее с «защищенным тылом» и «ясной картиной перед глазами».
Слишком плотная застройка удручает тем, что ограничивает обзор, ведь за каждым новым углом может скрываться опасность. И когда опасность настигнет, никто не поможет, ведь у всех остальных в такой среде обзор тоже ограничен.
В свою очередь слишком открытое пространство лишает «защищённого тыла» — опасность может подкрасться сзади.
Логично предположить, что комфортной городской среде соответствует определённый уровень замкнутости.
Методика Степанова хороша способностью выразить численно то, что, казалось бы, относится к категории «нравится — не нравится». Это похоже на то, как я формализовал понятие «красивого» и «некрасивого» фасада с помощью своей методики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий